С 16 февраля по 2 марта 2005 года Галерея "На Солянке" совместно с компанией "Blue Apple" приглашает на выставку "Мост дружбы". Ревнивому противостоянию, неуклюжей зависти, поразившим две российские столицы, - века. И как бы ни складывались судьбы, это придирчивое отношение друг к другу существует уже как бы вне времени и пространства. Как данность, с которой легче смириться, чем преодолеть. Москва и Санкт-Петербург ревнивы, как братья. Но в силу этой родственной связи они и существовать-то друг без друга не могут, питая и поддерживая в неуклюжем соревновании двух городов российский гений и национальную неповторимость.
Участники выставки, организованной компанией "Blue Apple" в залах "Галереи на Солянке", московский живописец и скульптор Евгений Гинзбург, петербургские акварелист Александр Коковкин и скульптор Лев Ланец всем своим творчеством, да и самой жизнью утверждают простую истину: для искусства нет преград, оно не разделяет, а объединяет - людей, художественные школы, народы, времена.
Десятки лет теснейшая дружба связывала Евгения Гинзбурга, Льва Ланца и Александра Коковкина. Творческие находки одного искренне радовали других. Открытость взаимного тяготения стимулировала художественные искания каждого. Казалось, их никогда не разделяло многокилометровое пространство. Порой у Евгения Гинзбурга, занимавшегося скульптурой, не было возможности отлить свои работы. Звонил Лев Ланец: "Привози, у меня есть бронза и толковый форматор, отольем".
Они часто и подолгу говорили о путях развития искусства, о цели творчества, о родственной связи московской и петербургской художественных школ. И, когда Льва Ланца не стало, работы его, подаренные московскому другу, продолжали их бесконечный разговор о поиске гармонии и совершенства.
Острота взгляда, оригинальность пространственного решения, высочайшее художественное мастерство, философская глубина каждого произведения делают работы Льва Ланца уникальными. Многие музеи, российские и зарубежные коллекционеры невероятной удачей считают возможность "заполучить" их в свои собрания. Русский музей, Государственный музей городской скульптуры Санкт-Петербурга, Государственная художественная галерея Калиниграда… США, Канада, Англия, Франция, Япония… Поражает жизнелюбие и духовная мощь скульптора. Его произведения полны движения, чувства, они будоражат душу, делая обыденное праздником и сиюминутное вечным.
Ланец ироничен. Его мадонны, сфинксы, ангелы добры и целомудрены. Раз увиденные, они долго не оставляют нас своим соучастием и покровительством. Он, переживший блокаду Лениграда, чужие боль и радость ощущал горячо и искренне. Трагедия Холокоста и страдания Христа, жестокость войны и поэтика труда, величие Любви и щедрость Дружбы… Работы Ланца - остановленное и возвеличенное мгновение бытия. На выставке "Мост дружбы", рядом с живописью и скульптурой Евгения Гинзбурга и графикой Александра Коковкина, они приобретают современное и неповторимо богатое звучание.
А живые, готовые взлететь с полотен Евгения Гинзбурга неприкаянные "ангелы" подворотен, пульсирующие, одинокие, потерянные в вечности домики, мир забывающих о земном притяжении натюрмортов, вселенская, неизлечимая грусть в глазах тешащих нас клоунов?.. Поэзия заснеженного поля и ущербной Луны, ускользающей радуги и свежего ветра. Печаль одинокой человеческой души. Это удивительное умение в малом отразить бесконечность, в крохотном цветке - уют и теплоту дома, наградить душой дерево, проросший картофель, морскую волну… Рядом с работами Евгения Гинзбурга мы словно обретаем крылья. Вот, кажется, разбежимся, оттолкнемся от печальной земли и полетим, как его человек с красным шарфом, - туда, к неведомым звездам, к райским кущам.
Его картины - симфонии. Можно перед каждой стоять часами, вслушиваясь в шелест замерзшего снега, ловя эхо оброненных слов или щелчок раскрывающейся почки. У Евгения Гинзбурга необычайно велик стилистическо-эмоциональный диапазон живописи. На плоскости холста он более объемен и чувственно безграничен, чем в своих скульптурных работах. Впрочем, это не сравнимо. Скорее они дополняют, продлевают, подталкивают друг друга. Это гимн "маленьким" людям. Словно герои Марка Шагала, они парят над Россией, отдавая и ее, и свою жизнь бессмертию.
Гинзбург, закончивший Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), - изысканейший живописец, художник высочайшей колористической культуры. Жизнь, нещадно трепавшая его, мучившая физически, лишь обогатила творческую палитру, насытила ее глубиной и образностью. В своих произведениях московский живописец как бы вне окружающего города, вне его суеты, беспокойной обыденности… Он всегда над, так похожий на своих героев - одинокая, неприкаянная, гениальная душа, по-детски романтично и с надеждой смотрящая в будущее. Потому Государственный исторический музей, Пражский художественный музей и десятки музеев и художественных галерей мира с радостью приобрели его полотна.
Таким же чистым, благородным светом наполнены и акварели петербужца Александра Коковкина. Они - живописны. Пейзажи, натюрморты, созданные Коковкиным, наполнены нежным очарованием и трогательной поэзией. Художник добился невиданной выразительности создаваемых образов. Сложная техника, используемая им, дает возможность живописать, оживлять, одухотворять окружающий предметный мир. Фантазия Александра Коковкина безгранична. Возбуждаемая талантом, неиссякаемой любовью к природе, неустанным трудом, она раскрывает перед зрителями красоту и бесконечность мира.
Богатство цветовых решений, удивительно точная колористическая характеристика изображаемого, единство композиционного замысла сделали работы Коковкина выдающимися произведениями, которые с удовольствием приобрели музеи и коллекционеры многих стран.
Выставка "Мост дружбы" - продолжение проекта о современной художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, который в рамках обширной гуманитарной Программы "Неизвестная Россия" компания "Blue Apple" начала полтора года назад. Тогда в пяти залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу была показана экспозиция "Авангард на Неве. Вторая половина ХХ века". Более 270 работ 60 художников северной столицы было продемонстрировано зрителям. Собранные из частных коллекций, они по-новому освещали искания представителей петербургской художественной школы, богатство и единство российского изобразительного искусства. Многие произведения с этой выставки пополнили фонды Государственной Третьяковской галереи.