В Московском государственном выставочном зале "Новый Манеж" 1 февраля открывается выставка, посвященная иконописи Костромы - одного из крупнейших русских художественных центров позднего средневековья, которая проводится при поддержке Правительства Москвы, Администрации Костромской области и Костромской епархии Русской Православной Церкви.
Кострома принадлежит к тем немногим старым русским городам, которые сыграли значительную роль в отечественной истории. Небольшой центр удельного княжества в древности, к концу XVI века она стала одним из наиболее развитых экономических и культурных центров Русского государства, судьба которого в дальнейшем тесно переплелась с судьбой всей страны. В эпоху Смутного времени начала XVII столетия в Костроме, в стенах древнего Ипатьевского монастыря, укрывался от интервентов царь Михаил Федорович, чье избрание на царский престол стало реальным залогом преодоления смуты и возрождения России.
Большой вклад Кострома внесла в историю русской культуры. Обретенная ею в XIII веке собственная святыня - икона Богоматери Феодоровской - задала тот высокий уровень, к которому всегда стремились костромские мастера всех художественных специальностей, в особенности иконописцы. В XVII веке костромское иконописание пережило высокий расцвет и обрело яркое своеобразие стиля. Костромские мастера постоянно привлекались для различных художественных работ при царском дворе. Уроженцем Костромы был один из самых значительных русских художников XVII века Гурий Никитин Кинешемцев, в творчестве которого своеобразие костромской традиции иконописания проявилось наиболее ярко. Кострома не утратила свое значение иконописного центра и в Новое время, сохраняя на протяжении всего XVIII столетия приверженность творческим традициям предшествующего времени.
Выставка, посвященная костромской иконе, в Москве проводится впервые. На ней будет представлено около 100 произведений иконописи, созданных в Костроме и костромских землях с XVI по начало XIX века. Они позволяют проследить становление и развитие неповторимого местного художественного стиля. Наибольший интерес представляют иконы, созданные в эпоху наивысшего расцвета художественной жизни города в конце XVII века, когда там жил и работал Гурий Никитин.
Выставка организована Костромским государственным объединенным художественным музеем и Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В ней принимают участие 14 музеев - московские и региональные, государственные и церковные, а также частные собиратели. Ее открытие приурочено к выходу в свет альбома "Костромская икона" (компания "Гранд-Холдинг", 2004) - одного из наиболее фундаментальных изданий подобного рода за последние годы, в создании которого приняли участие столичные и региональные исследователи.
Выставка будет работать с 1 по 10 февраля.