Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Санкт-Петербургский, Нижегородский и Екатеринбургский филиалы, Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), при поддержке pARTner gallery представляют выставку "Человеческий проект" (специальный проект в рамках Первой Московской биеннале). Выставка продлится с 28 января по 28 февраля 2005 года в залах ЦДХ на Крымском валу.
"Человеческий проект" организован Санкт-Петербургским, Нижегородским и Екатеринбургским филиалами Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) при участии pARTner gallery. В выставке также примут участие художники, представленные Калининградским и филиалом ГЦСИ, что придаст проекту всероссийский масштаб.
Проект представляет более двадцати перспективных российских художников среднего поколения. Их работы неоднократно экспонировались на крупнейших международных художественных форумах, в музеях России и зарубежья. Их произведения представлены в важнейших государственных и частных коллекциях.
Все участники выставки принадлежат к новому поколению, заявившему о себе в последнее десятилетие. Их творчество раскрывает важную тенденцию российского искусства последнего времени: поворот к гуманизму, серьезности, а также оформление ответственной позиции художника по отношению к эстетическим ценностям. Ключевым критерием для них является понятие качества и достоинства художественного произведения.
Выставка станет частью Первой Московской биеннале - самого масштабного и репрезентативного российского форума в области современного искусства - аналога Московского международного кинофестиваля, конкурса им. Чайковского, театрального фестиваля "Золотая маска". В дальнейшем выставка будет предложена российским и зарубежным музеям и арт-центрам.
Партнерами по организации Московской Биеннале являются крупнейшие выставочные центры Москвы: Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Музей В.И.Ленина, Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Московский Музей современного искусства.
Значение биеннале для российского искусства трудно переоценить: проект привлечет в столицу известнейших деятелей современного искусства и, безусловно, станет самым важным культурным событием месяца.
Почему и о чем сделан "Человеческий проект". Кураторы проекта говорят об этом так:
"О новой серьезности говорят уже лет пятнадцать. И лет пятнадцать она не получалась. Хотя встречались изредка художники, готовые рвануть тельняшку на груди, и взахлеб, навзрыд, без оглядки, напропалую… Но таких были единицы, это пример отклоняющегося поведения. У большинства слезы не выпросишь. Хорошим тоном считался скепсис, а не пафос. Котировалась ухмылка умника, холодный комментарий эрудита. Выигрышными оказывались игры в псевдосоциолога, псевдопсихоаналитика, псевдореволюционера, псевдоидиота. Эстетическое и этическое превращалось в аксессуар - необязательный, а иногда и нежелательный. Страсть на современной арт-сцене - слово почти неприличное. Сантименты - тем более. Человеческое до сих пор казалось - слишком человеческим.
Причиной тому, как ни странно, демократия. Она требует от художника критики, а не признаний в любви или ненависти. Критическое по определению неприятно и, как правило, некрасиво. А прекрасное, равно как величавое, пристало искусству апологетическому (кесарево) или профетическому (богово). Сегодня общество подает художнику пока невразумительные, но все более энергичные сигналы - мол, не пора ли встроиться, пойти на службу, приступить к изготовлению чего-то царственного или божественного. Те, кого мы называем художниками, ответят решительным отказом: человеческое, только человеческое." Марина Колдобская
"Этим проектом мы ставим вопрос о том, как возможен сегодня гуманизм в искусстве. Как возможна гуманистическая позиция для художника. Более того: какие новые пространства способна открыть художнику и зрителю такая позиция, откуда она может послужить выходом и куда может привести.
На протяжении почти двух веков европейская мысль препарировала разнообразные ипостаси человека - социальную, телесную, языковую, культурную - все настойчивее делая людскую жизнь заложницей биологических, экономических, политических, семантических обстоятельств. К концу прошлого века стало казаться, что вне этих обстоятельств человек вообще не существует. Сегодня для художника обращаться к теме человеческого значит заявлять, что у понятия "человек" есть свое самостоятельное содержание. Что если очистить человека от социальной, культурной, биологической, политической кожуры, останется не пустое место, а некая положительная величина. Что эта величина имеет свой голос.
Актуальное искусство есть продолжение философии иными средствами. Рассуждая о человеке, оно давно научилось проговаривать его, человека, гендерные, социальные, сексуальные, национальные, исторические особенности. Сегодня, однако, это рассуждение подошло к некоему странному, иррациональному "белому пятну", которое стоит на пересечении всех этих особенностей и в то же время не исчерпывается ими, которое не поддается привычному анализу и которое искусству не обойти, хоть тресни. За этим белым пятном и скрывается человек в его хрупкости и трогательности, убожестве и безудержной страстности. И он требует, чтобы о нем говорили." Анна Матвеева