НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Так (не) говорил Заратустра - параллельная программа 1 Московской биеннале

c 3 по 13 февраля 2005Москва
Вид здания, где находится Галерея на Солянке
С 3 по 13 февраля 2005 года c 12.00 до 20.00 в "Галерее на Солянке" будет проходить Параллельная программа 1 Московского биеннале современного искусства (Международный проект).

В программу входит:

1. Выставка "Так не говорил Заратустра" - слово, которое можно ощутить телесно; воплотить его пластически, видео аудиально, цифровым, вкусовым и обонятельным образом. Слово, которое можно прочитать, увидеть, услышать, унюхать, съесть.

Взгляд художников обращён на философию, но не на философию вообще, а на философский эксперимент, реализованный Фридрихом Ницше в текстах.

Выставка ориентированно направлена против идеологизации Ницше, в частности против политического радикализма, к которому якобы призывал Ницше и против антисемитизма, которым он будто бы страдал.

…Поль Рикеp сказал, что эпохальный пеpевоpот в истоpии мысли связан с новым искусством кpитиковать мифы и подозpевать истины и ценности людей в том, что они скpывают своими величавыми фасадами нечто неблагообpазное. Тpое больших умов начали эту тpадицию "интеллектуальной недовеpчивости": Маpкс, Ницше и Фpейд.

Ницше оказался самым pадикальным и pешительным из всех. …А поскольку Ницше не позволял себе ни компpометиpующих связей с недоказуемыми экономическими допущениями, как Маpкс, ни с недоказуемыми психологическими гипотезами, как Фpейд, а пpямо вычитывал пpоблему хаоса, случая, доминации

и власти в онтологических аспектах pеальности, то его мысль в наименьшей степени помеpкла со вpеменем. …

Александр Якимович, 2002.

Если обратиться к феномену Ницше в современном историческом контексте, то мы увидим, что 11 сентября и все последовавшие за ним события того же порядка привели к отрезвлению и к потере утопической "человеческой, слишком человеческой" перспективы, связанной с глобализацией вообще и с виртуальной глобализацией в частности, когда казалось, что с развитием коммуникационных технологий исчезнут барьеры между людьми и "alle Menschen Bruder werden". Потеря "человеческой, слишком человеческой" утопии привела к тому, что люди "заглянули в бездну", а, как известно, если "долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя".

… "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем".

Долгий "взгляд в бездну" может спровоцировать появление уходящей в бесконечность безличной имперсональной перспективы. Какой она будет -- "чудовищной" или "сверхчеловеческой" зависит и от изначальной мотивации, и от чистоты "взгляда". "Современное обращение к Ницше это - обращение к безличному, имперсональному, сверхчеловеческому уровню его философствования" (Гройс).

"Сверхчеловеческая" видеоинсталляция выставки "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, -- канат над бездной" как раз и апеллирует к безличному и имперсональному уровню философии Ницше.

К бездне отсылает и решение выставить все объекты, картины, в т.ч. картины из цикла "Так говорил Заратустра", в тёмном зале. Здесь искусство стремится быть едва видимым - свет от экрана "сверхчеловеческой" видеоинсталляции всё же немного проникает в экспозиционное пространство. Чтобы искусство стало "видимым", зритель должен совершить некоторое волевое усилие, взяв, к примеру, фонарик, или надев шахтёрскую каску на голову.

То есть, чтобы "увидеть" картину или объект, он должен сам направить на них луч света.

Куратор: Л.Хейдиз. Участники: Император ВАВА, Г.Виноградов, А.Гольдман, Е.Гороховский, Е.Дронова, Н.Мали, Е.Мыслов, С.Пономарёв, Д.А.Пригов, М.Русаков, Л.Хейдиз, Л.Шмитц.

2. Выставка - слово можно увидеть и услышать, будет проходить в двух залах галереи, один освещён и в нём - видеоинсталляция на большом экране, где будет тянуться канат "от животного -- к сверхчеловеку". Именно тянуться, так как протянуть его автору не представляется возможным. Это будет некий длительный и совершенно бесполезный художественный акт (home video и объект), который имеет право на существование уже в силу своей бессмысленности. Картины на стенах в тёмном зале будут представлять собой как бы нарративно-цитатный фон для "сверхчеловеческой" видеоинсталляции.

На стенах в освещённом зале портреты Лу Саломэ, чувства к которой и "инципировали" Заратустру Ницше.

В полной темноте во втором зале экспонируются собственно картины и объекты. Для желающих увидеть их на входе в тёмный зал можно будет получить диггерскую каску с фонариком или просто фонарик, причём касок и фонариков будет немного.

То есть никакого принуждения к рассматриванию картин и объектов - хочешь, бери фонарик-надевай каску и иди смотреть, не хочешь - не бери фонарик-не надевай каску и не иди смотреть.

3. Фуршет - слово можно унюхать, съесть с мясом двух ягнят, состоится у лестницы, перед входом в большой зал.

На Цитатной скатерти, по кайме которой красным по белому читаем: "Но не одним только хлебом жив человек, а и мясом хороших ягнят, а у меня их двое - пусть скорее заколют их и приправят ароматом шалфея…". Ягнята будут умерщвлены, разделаны, приготовлены и поданы на стол, а само умерщвление-разделка-приготовление зафиксировано рукой художника, закаталогизировано и сброшюровано в книгу, которую можно полистать перед мордой Цитатного осла, реально наполненного вином: "У нас вина достаточно - целый осёл". Хлеба не будет, только вино и мясо: "Как раз хлеба и не бывает у отшельников".

4. Книга Ницше "Так говорил Заратустра" - слово можно прочитать и увидеть.

Книга Ницше "Так говорил Заратустра" на двух языках, с 20 репродукциями картин Хейдиз, презентация которой состоится на выставке, -- это единственная на сегодняшний день художественная попытка визуализации "одного из самых важных текстов Нового времени".

…Образный язык Лены Хейдиз выражает себя часто намеренно плакатно, потому что здесь речь идёт о наглядных скрижалях, которые должны растормошить и разбудить. В то же время язык её образов верен основной задаче художника: художник - это дервиш, который не столько заклинает коллективную память, сколько пребывает в постоянном движении, происходящем в самой мысли и памяти современности.

Лена Хейдиз - это дервиш. Жан-Кристоф Амманн, 2004.

www.museum.ru/N20605
Ваше мнение »»

»»ГРАУНД Солянка
Адрес:город Москва, ул. Солянка, 1/2, стр. 2 (вход с ул. Забелина)
Телефоны:(495) 621-6332
сайт:solyankagallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.11.2024  x    ?  


Выставка «Сокровища Бахрейна: искусство золотого дела сквозь века» в Историческом музее

Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка "Пусть расцветают все цветы" в Музее Востока

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка» в Петропавловской крепости

MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века

Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Цикл концертов к выставке «А в степи: бушует ветер…» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка «Пир и праздник в античном мире» из собрания Государственного Эрмитажа в Выборге

Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Художник Пётр Бучкин: Углич - Петербург - Ленинград

Выставка «Внимание, человек!» в Дарвиновском музее

Галина Уланова: "Душа движения - движение души" - выставка Бахрушинского музея в Алексине

Выставка «Фото. Алексин. 24. Осень»

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Владимир Янтарёв «К звездам…»

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru