Рассказывают сотрудники Третьяковской галереи Мария Валяева и Ольга Атрощенко. В организации выставки "Русский Мюнхен" была некоторая экспромтная часть, но в целом подготовка была тщательной, работа была проделана очень большая. Эта выставка продолжает изучение интернациональных художественных связей, данная тема показывает развитие отношений России и Германии. Учащихся в Мюнхене были десятки и все имена их очень значительны в истории искусств. О "Синем всаднике" много сказано, и выставка предлагает обратиться непосредственно к работам, а не к их литературной интерпретации. Перед организаторами стал вопрос: как структурировать материал, как его подать, чтобы зрители смогли понять систему и связи, которыми определяется понятие "Русский Мюнхен"? Так были сформированы несколько разделов выставки, условно их можно обозначить: "экспоненты", "ученики", "Синий всадник".
Первый раздел показывает истоки русско-мюнхенских отношений, здесь представлены русские экспоненты мюнхенских выставок XIX в. Российские работы выставлялись среди не менее талантливых произведений художников других стран. Они показали себя очень достойно, что было отмечено современниками, признанием жюри (медалями первой и второй степени), прессой, упоминанием в письмах. Картины русских мастеров произвели сильное впечатление на немецкую общественность, критику, журналистику. Можно сказать, что работы стали сенсацией. На мюнхенских выставках произведения художников разделялись по странам, по многим отзывам лучшим был русский отдел. Часть художников была принята в члены мюнхенского Сецессиона, что достаточно редко случалось с зарубежными участниками. Некоторые мастера провели даже персональные выставки в Мюнхене - Борисов-Мусатов, Рерих, Маневич. Этот успех дал российским мастерам энергию к дальнейшему развитию, уверенность в собственных силах и в правильности творческого пути. В результате чего были организованы объединения "Мир искусства" и далее "Союз русских художников". Первый зал показывает "классическое искусство", далее зритель может проследить зарождение и расцвет новаторских форм в живописи.
Из произведений привезенных из других музеев, следует отметить живописный "Автопортрет" Добужинского из Русского музея. Это достаточно редкая работа для художника-графика. Она относится к мюнхенскому периоду, когда художник учился в школе Ашбе. Но летом он выезжал на пленэр в Венгрию со студией Холлоши. Добужинский считал, что это необходимо, так как работа над рисунком в школе Ашбе сковывала его. "Автопортрет" показывает неординарное, свободное решение этого традиционного жанра. В работе можно увидеть экспрессивные черты, в то время как палитра цветов типична для Добужинского.
Браз в свое время учился в Германии в школе Холлоши и некое родство с мюнхенской школой можно увидеть и в работах, которые позже выполнены в России. В "Портрете Иванова" есть определенная экспрессия, необычный ракурс, эмоции. Для достижения своей цели художник использует приемы тягучего мазка.
Для русских художников было очень важно нащупать свою индивидуальность не только на базе тех знаний, которые давала Академия художеств. Но и оценить свое творчество в общеевропейском масштабе. Огромное количество частных студий в Мюнхене, в Париже в Берлине предоставляли всем желающим за очень небольшую плату работать над рисунком с модели, в то время как в России для этого было необходимо поступить в Академию. Известны случаи, когда художники приглашали натурщицу на разовое позирование, но работать над моделью постоянно на Родине было недоступно. Механизм роста мастерства в мюнхенской частной студии сложно объяснить. Для одних художников свободная педагогическая манера была толчком к быстрому значительному прогрессу в собственной манере. Другие художники могли годами работать рядом с ними и оставаться с теми же успехами, с которыми они приступили к учебе.
В основном зале центральное положение занимают произведения "Синего всадника". Учеников мюнхенских школ было достаточно много. Тех, кто обрел собственный творческий путь, было значительно меньше. Здесь особо следует выделить Кандинского, который организовал свою школу, устраивал выставки, вел литературную работу, создал объединение. Для того чтобы на выставке прозвучали шедевры Кандинского в полную силу, Третьяковская галерея отказалась от нескольких зарубежных предложений. В объединение "Синий всадник" входили не только те художники, которые причастны к выпуску альманаха. В выставках объединения принимали участие не только такие привычные имена как Кандинский, Мюнтер, Явленский, Веревкина, но и Бурлюки, Ларионов, Гончарова и многие художники из Франции и Германии, а так же участники группы "Мост" - Кирхнер, Нольде. Но выставочный зал не позволяет выставить всех художников, необходимо ставить акценты.
Самое сложное в любой теме - подведение итогов. Какие же результаты такого значимого русско-мюнхенского сотрудничества? Работа русских художников в Мюнхене помогла каждому из них определить свой собственный, индивидуальный творческий путь. Стилевая разобщенность художников "Русского Мюнхена" становится их общей особенностью. Вопросы поиска собственного "я" в художественной среде всегда актуальны. В данном случае они решены на примере русско-мюнхенских отношений, как видится, вполне убедительно.