Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Государственная Третьяковская галерея, Фонд "INTART" (США), Музей "Арбат Престиж" приглашают на выставку Наталии Нестеревой "Живопись" (1970е - 2004). Выставка открыта с 19 января по 20 февраля 2005.
Впервые в Третьяковской галерее проводится персональная выставка художницы Натальи Нестеровой. Экспозиция, представляющая более 50 живописных полотен, - не ретроспектива в полном смысле этого слова. Основное ядро выставки составляют произведения последних лет, принадлежащие Фонду INART (The International Art Foundation of Former Soviet States, Inc.) (США, учредитель Александр Герцман). Эти работы еще неизвестны российским зрителям. Кроме того, представлено около пятнадцати картин Натальи Нестеровой из фондов ГТГ, выполненных с середины 1970-х до конца 1980-х, и более десяти полотен из собрания Музея "Арбат Престиж" середины 1970-х - начала 2000-х годов.
Наталья Игоревна Нестерова родилась в Москве в 1944 году в семье архитекторов. В 1962-1968 училась в Московском государственном художественном институте имени В.И.Сурикова у Д.Д.Жилинского. С 1991 года она является профессором живописи Российской академии художеств. Наталья Нестерова - одна из наиболее известных отечественных мастеров-семидесятников. Выставки художницы, с 1988 года работающей преимущественно в США, проходят и в России, и за рубежом, ее работы хранятся в крупнейших коллекциях мира - музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, музее Людвига в Кельне, в музеях Монреаля, Пекина и многих других.
Наталья Нестерова - художница, верная единожды найденному образному миру, где за внешней сдержанностью кроется эмоционально-психологическое напряжение, узнаваемость и достоверность обыденных деталей вдруг оборачивается странностью и абсурдом, кажущаяся простота - глубиной и многозначительностью. Подобно многим мастерам поколения 1970-х, Нестерова обращается к традициям примитива. Пользуясь его характерными художественными средствами - локальным цветом, четким контуром, чистым фоном, - она виртуозно добивается сложнейшей живописной поверхности, где фактурные, словно вылепленные цветом участки соседствуют с гладкими мазками. Подчеркнутая экспрессивность живописного языка сочетается с незатейливыми на первый взгляд мотивами. Сюжеты картин Натальи Нестеровой - жизненные сценки, решенные в ироническом ключе: праздничные гуляния, отдых на берегу моря, игра в карты, визиты в кафе, отдых на пляже… Но лица ее условных персонажей превращаются в маски, фигуры застывают в нелепых позах, вещи - в странных положениях. Сквозь созерцание проступает тоска, а элегическое любование оборачивается явным гротеском.
И сегодня Наталья Нестерова остается верна себе: большие холсты с минимумом сюжета, выразительность живописной поверхности, многозначная метафоричность каждого произведения. Изображение имеет множество смыслов, уровней восприятия, но главной темой по-прежнему остается сложный мир человеческих переживаний, связанных с чувством одиночества.