28 декабря 2004 года в 16.00 в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре состоится открытие выставки "Музей имени Андрея Рублева. Из новых поступлений. 1993-2003 гг.".
За десятилетие, истекшее со времени последней выставки, посвященной показу новых поступлений, собрание Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева обогатилось великолепными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, рукописной и старопечатной книжности XI - начала XX веков. Экспонаты поступали от частных лиц и организаций, многие были получены в дар, в том числе и от известных коллекционеров.
Среди живописных произведений XV - XVI века выделяется группа первоклассных новгородских икон, а также отдельные образы, созданные московскими, тверскими, вологодскими, северными мастерами. Чрезвычайно широк диапазон вошедших в собрание произведений XVII - XIX столетий, разнообразных по стилю и художественному кругу, сюжетам, иконографическим особенностям и регионам происхождения.
Значительными произведениями пополнилась музейная коллекция рукописных и старопечатных книг. Это, прежде всего, орнаментированный фрагмент "Лествицы" Иоанна Синайского 1510 г. из Иосифо-Волоколамского монастыря. Традиции древнерусской книжности бережно сохранялись старообрядцами: поморские Трезвоны XVIII в., великолепно украшенные инициалом и заставками, являются образцом оформления певческих рукописей.
Более пятисот памятников XI - начала XX вв. позволяют представить широту и многообразие новых поступлений фонда прикладного искусства. Уникальным приобретением стала двухсторонняя икона XI - XIII вв., выполненная в технике высокой чеканки на серебряных позолоченных пластинах византийскими и грузинскими мастерами. Сакральная пластика представлена несколькими крестами XVI-XVII веков, изготовленными в лучших традициях средневекового ювелирного искусства, среди них напрестольный крест 1624 г. с подробной вкладной надписью. В коллекцию деревянной резьбы вошло рельефное изображение святителя Николая Чудотворца (Можайского) конца XVII в. северного мастера. В фонде эмалей выделяются несколько интересных памятников, принадлежащих ко времени расцвета ростовской финифти. Многочисленные меднолитые нательные и наперсные кресты, миниатюрные образки и змеевики стали значительным пополнением фонда древнерусской меднолитой пластики XI - XVII вв.
Выставка будет работать до 30 марта.