3 декабря в 16.00 Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - начала XX в.в. приглашает в выставочные залы первого этажа Конюшенного корпуса на открытие выставки Татьяны Мазурик и ее учеников "От истоков до современности" (лоскутное шитье). Выставка будет работать с 3 декабря по 16 января 2005 г.
В холодные зимние дни Елагиноостровский дворец-музей представляет теплую и красочную выставку петербургских мастеров лоскутного шитья известной школы Татьяны Мазурик. Более 130 самых невероятных предметов, созданных в этой технике, расположились сразу в двух выставочных залах. Здесь есть лоскутные вещи для убранства кухни, спальни (салфетки, наволочки, одеяла, пледы) и гостиной (декоративные панно, коврики), всевозможные аксессуары (нарядные сумки, кошельки или зонтики) и одежда (изящные летние костюмы, накидки, стеганые жилеты и куртки), детские игрушки и рождественские объекты. Широкий спектр самых разных технологий, богатство цветовых решений и темы (к примеру, по мотивам стихов Пушкина) делают эту выставку по-настоящему рождественской.
Терминология.
Patchwork - лоскутная работа; сшитое из лоскута. Происходит от англ. patch - заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work - работа.
Из истории Лоскутного шитья.
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также "лоскутной мозаикой". В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин. К примеру, в США 20 миллионов мастериц занимаются этим видом творчества. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки.
Английские названия "patchwork" (лоскутное шитье), и "quilt"(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова - жена Пушкина - шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.