3 декабря в 12.00 Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Государственная Третьяковская галерея приглашают на открытие выставки "Татьяна Назаренко. Фрагменты. Живопись, графика, объекты. 1966-2004". Выставка открыта с 4 декабря 2004 по 16 января 2005 г.
Юбилей Татьяны Назаренко Третьяковская галерея отмечает ее персональной выставкой. Задача экспозиции - отразить все многообразие творческих поисков этой яркой художницы, давно занявшей важное место в процессе развития отечественного искусства последней четверти ХХ века. В 1970-е ее живопись стала столь же значительным воплощением тенденций времени, как десятилетием раньше - искусство мастеров "сурового стиля". Меняясь вместе со временем, творчество Татьяны Назаренко неизменно остается явлением неординарным, привлекающим пристальное внимание и интерес.
Начав на рубеже 1960-70-х свой путь в искусстве как "классический" живописец-станковист, Татьяна Назаренко очень быстро обрела свою узнаваемую манеру, обратившись к примитивистской, зачастую полной гротеска стилистике. Однако тут же в творчестве художницы появляется иная, исполненная гражданского пафоса и общественной значимости тема. Обратившись к национальной истории, Татьяна Назаренко пишет "Казнь народовольцев" (1969-1972), картину, ставшую важной вехой в развитии отечественной исторической живописи второй половины ХХ века. Вслед за этим появляются "Декабристы. Восстание Черниговского полка" (1978), "Пугачев" (1980) - целый цикл исторических полотен, в которых рождаются новая стилистика, где уроки итальянского и северного Возрождения сочетались с элементами современной экспрессии в рисунке и колорите, и новая поэтика, отмеченная интеллектуализмом и особым эмоциональным строем, проникнутым непростыми, временами даже горькими, раздумьями.
Отмечающие большинство работ художницы этого периода (портреты и жанровые композиции "Мои современники" 1973, "Гости в общежитии" 1975, "Московский вечер" 1978 и др.), эти черты могут восприниматься одним из характернейших выражений особого психологического настроя отечественного семидесятых годов.
Ставя в своих полотнах сложные проблемы исторической, культурной или просто житейской памяти, рассматривая себя и современников в непрерывной цепи поколений, в неостановимом потоке времени, Татьяна Назаренко одновременно продолжала развивать карнавально-гротескную тему, пронизанную явными босховскими интонациями и мотивами. Но, наверное, самыми яркими работами 1980-х остались полотна автопортретного и автобиографического плана, в которых художница в переносном и прямом смысле обнажала себя перед зрителями, не боясь шокировать и не играя в ложную неловкость ("Циркачка" 1984).
Вообще, Татьяне Назаренко присуща способность к радикальным жестам, подкрепленная амбициозностью творческих замыслов и умением оставлять "наработанное" ради нового, нередко неожиданного эксперимента. Так в середине 1990-х от традиционной техники живописи художница перешла к созданию фанерных раскрашенных фигур-обманок, составивших знаменитый неоднократно демонстрировавшийся "Переход" (1996) - инсталляцию из 100 объектов, энциклопедию социальных типажей "новой России". В сходной технике задумывалась серия уличных памятников, из которых был исполнен "Рабочая и колхозник" (1999). Был этап увлечения фотографией, вылившийся в выставку концептуальных фоторабот. В последнее время Татьяна Назаренко обратилась к идее "скульптоживописи" - используя монтажную пену, она делает на картинной плоскости и раскрашивает по поверхности человеческие фигуры, являющие все новые и новые типажи нашей действительности.
Выставка задумана отчасти как воспроизведение атмосферы мастерской Татьяны Назаренко - творческой лаборатории, где соседствуют, не противостоя друг другу, старые и новые произведения, сосуществуют все периоды, темы и техники, где царит особый дух "праздника жизни", рожденный хозяйкой этого мира - художницей, которую отличают непрерывное биение творческой мысли и неиссякаемая креативная энергетика.