Имя архитектора Василия Ивановича Баженова достаточно известно. Но если москвичи или туристы решат на досуге ознакомиться с произведениями баженовской Москвы, то посмотреть им предстоит не много.
Баженов родился в 1737 г. Он учился в Академии Художеств, далее, как сейчас говорят, стажировался во Франции и Италии. По возвращении в Россию Баженов получил звание академика. В 1767 г. в 30 лет он приехал в Москву, где проработал 25 лет. Екатерина II задумала управлять государством, как из Петербурга, так и из Москвы, для чего потребовалось провести реконструкцию Кремля.
Было решено строить Царский дворец, который бы воплотил разум, размах и величие империи. Главной должна была стать Овальная площадь, которая бы организовывала пространство вместе с Дворцом, Коллегиями, общественными зданиями, трибунами и парадными площадями. Для такого масштабного проекта надо было расчистить много места. Исторические постройки сносились так же безжалостно, как и в наше время. Невозможно поверить, но были разобраны Тайницкая, Первая и Вторая Безымянная, Петровская кремлевские башни!
Главный дворец был задуман достаточно разумно - 4 этажа, два из них службы - склады, охрана, верхние два - парадная анфилада и апартаменты императрицы. Нижние ярусы оформлены скромным рустом, верхние - с колоннадой. Власть утверждается зрелищным церемониалом, так был проработан подробно весь процесс, как карета подъезжает к парадному входу и императрица идет по великолепному вестибюлю, где предусмотрена система сходящихся и расходящихся лестниц. Несколько лет разрабатывались планы и чертежи. Баженову показалось этого недостаточно, была выполнена деревянная модель с полным декором и детальным оформлением.
Через 6 лет торжественным образом началось строительство. В центре строительной площадки стоял греческий храм с колоннами, увитый лавровыми ветвями. Перед его четырьмя фасадами установили крылатые фигуры Викторий. На месте будущего дворца стояли деревянные щиты с изображением российских орденов, которые были украшены хвалебными надписями в адрес Екатерины. Было праздничное пение, пушечная пальба, мраморные закладные кирпичи и даже медная доска с именем архитектора.
Строительство началось с устройства фундамента. Неожиданно основания соборов-святынь Благовещенского и Архангельского стали оседать. Что вызвало недовольство москвичей. По сути, это было одной из причин, по которой строительство прекратилось. Весь проект был несколько пафосный и напоминал театральное выступление. Так выступление закончилось, и осталась только модель, которая сейчас хранится в Музее архитектуры. Как все знают башни Кремля восстановлены, и по сей день являются символами нерушимости власти.
В 1776 г. Баженову была поручена работа в царской резиденции, которая не хитрым образом так и называлась - Царицыно. Архитектор задумал усадьбу как веселый сказочный ансамбль, для чего использовал декоративные элементы готической архитектуры – башенки, зубчики, вытянутые окна, стрельчатые арки, розетки, шишечки, колонки. Была продумана и цветовая гамма – красный кирпич с отделкой белым камнем, что стало своеобразной визитной карточкой усадьбы. Там были построены Кавалерские и фрейлинские корпуса, Хлебный дом, Фигурные ворота, мостик, велась работа над Царскими корпусами. Всего на создание ансамбля архитектор потратил 10 лет. Екатерина II осмотрела строительство, осталась недовольна и передала работы другому архитектору. Современному зрителю не понятно как может не понравиться эта сказочная красота.
Уволенный с придворной службы, Баженов работал над частными заказами. Самый известный из них дом Пашкова. Особняк находится в центре Москвы, напротив Кремля. Изначально он был жилым домом, далее Румянцевским музеем, теперь - это часть Российской Государственной библиотеки.
В 1792 г. Родина вспомнила заслуги Баженова, он переехал работать в Петербург, но это уже другая история. На данный момент ведутся работы по восстановлению Царицыно, проводится реконструкция в доме Пашкова. Значит словосочетание "Баженовская Москва" перестанет быть устойчивым фразеологизмом, и обретет свое материальное воплощение (Надежда Трегуб).