Так обозначила суть творческих устремлений поэта Лидии Григорьевой в области фотографии молодой московский писатель Надежда Горлова.
Безумный фотограф
Как жадный шмель, жужжа и вожделея,/ висела над раскрывшимся цветком.../ Ты рвения подобного ни в ком/ не видывал. Поговорим ладком -/ о фокусе, о выдержке, о зуме.../ Что может быть прекрасней и безумней/ атласного, с отливом, лепестка?/ Шмель пролетел, как пуля у виска...
Выставка цветных фотопанно Лидии Григорьевой, открывающаяся 15 ноября в казанском Доме актера, приурочена автором к 200-летнему юбилею ее alma mater.
Ровно 200 лет назад в ноябре 1804 года специальным указом императора Александра I был основан Казанский университет, давший миру такие великие имена, как математик Лобачевский, долгое время бывший ректором этого университета. На юбилейные торжества съезжаются выпускники из разных городов и даже стран. Вот и Лидия Григорьева привезла в Казань из Лондона свою фотовыставку, ставшую естественным продолжением ее поэтического вечера в казанском музее А.М. Горького.
Выставка "ЦВЕТОМАНИЯ" объединила собой два творческих проекта поэта и фотографа. В первую очередь это фото-проект "Мания Моне", имевший большой резонанс в России после большой персональной выставки весной 2003 года. Суть этого проекта в следовании художественным идеям великого французского импрессиониста Клода Моне, который из 86 лет жизни 43 года живописал свой сад в Живерни.
Лидия Григорьева тоже снимает на фото только свой сад, только несрезанные цветы и только при естественном освещении. Она, в полном смысле слова, работает "на натуре", как работали французские импрессионисты.
Лидия Григорьева проповедует эстетику экстатического любования прекрасным и убеждена в важности цветотерапии, как важной составляющей изобразительного искусства, к которому относится и цветная художественная фотография. При этом, главным для нее является именно игра цвета и света на гранях и лепестках цветка, как художественного объекта.
Поскольку Лидия Григорьева поэт, то ее фото-картины двуедины в своей основе и предполагают не только визуальное восприятие объекта, но и его литературное и философское осмысление. То есть, за каждым кадром стоит "текст", сюжетный ход, чаще всего выраженный в афористично-образной форме. Влиятельный российский журнал "Новое время" (№13, 2003 г.) писал об этом так: "Цветы тут оказываются образами космоса ("Рождение звезды") и страстными публицистами ("Слезы по генералу Гамову"). Они охвачены вполне человеческими страстями и их последствиями ("Слезы радости", "Ангел страсти", "Утреннее похмелье"). Словом, полная цветософия, переходящая в цветогеополитику".
Следующий фотопроект "Опасная красота" представляет фото-драмы и фото-трагедии из жизни опиумного мака, растущего в лондонском саду русского поэта, эссеиста, теледеятеля и фото-художника Лидии Григорьевой. Мак представлен во всей своей опасной и притягательной для любителей острых ощущений красоте. Это как бы жизнь отдельного индивидуума из опиумной семьи - от зачатия ("Роковые яйца") до гибели и надежды на возрождение гибнущей души. Большую роль в этом играют названия фото-картин: композиции "Четыре Ангела" и "Роковые яйца". Отдельные фото-панно: "Предтеча", "Танцующий дервиш", "Экстаз", "Болеро", "Изгнание пророка", "Последняя Любовь", "Шапка Мономаха - опиум власти" (вызревающая головка опиумного мака на кроваво-красном фоне) и т. д. Ее работы охотно раскупаются частными коллекционерами и поклонниками цвето-терапии.
Фотоработы Лидии Григорьевой выставлены на сайте лондонской галереи Хей Хилл (Hay Hill) в постоянной экспозиции: www.sirin.co.uk .
Персональные выставки: галерея "Улица ОГИ", Москва, март 2003 года, Дом актера, Казань, ноябрь 2004 г.
Публикации фото-эссе в журналах "Колокол" и "Леди-инфо" (Лондон), "Азия и Африка", "Персона", "Казань" (Россия), в "Литературной газете", газете "Лондонский курьер" и. др.
Отзывы московской прессы на персональную фотовыставку Лидии Григорьевой:
"Вы увидите прекрасный лондонский сад, воспитанный руками русской поэтессы", "Из Лондона в Москву русская поэтесса Лидия Григорьева привезла выставку необыкновенной красоты. Подобно великому Клоду Моне, она ловит мгновения, когда цветы в ее саду распускаются и меняют тона и краски".
"Цветотерапия и эстетика любования, заложенные в основу фото-проекта "Мания Моне", это попытка выработать стиль жизни внутри красоты, внутри садовой ограды, отделяющей нас от мира, замусоренного безобразными событиями и явлениями". "Словом, полная цветософия, переходящая в цветогеополитику.". (Журналы "Новое время", "Новая модель", "Литературная газета", газеты "Время М", "Московской комсомолец" (тираж 2 000 000 экз.), телеканал "Культура", радио "Эхо Москвы" и мн. др.).
Выставка в казанском Доме актера продлится до 20 ноября.
Адрес: г. Казань, ул. Щапова, 37.
Телефон: (8432) 38-58-42.