В Самарском художественном музее будет проходить выставка гравюр Альбрехта Дюлера (1471-1528) "Малые страсти" из собрания Кировского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых.
Великий мастер немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер был великолепным живописцем и непревзойденным маcтером рисунка, однако, славою своей он обязан прежде всего гравюре. Современники ценили его как замечательного художника, впервые сделавшего гравюру искусством, способным состязаться с живописью. Первым из немецких мастеров Дюрер стал одновременно работать в гравюре на дереве и на металле.
Представленная на выставке серия гравюр на дереве была выполнена А.Дюрером в 1511 году и названа "Малые страсти" из-за небольшого размера листов (всего их 36). Произведения поступили в собрание Кировского художественного музея в 1920 году от Московского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства.
Помимо "Малых страстей", А.Дюрером были исполнены ещё 2 серии гравюр на ту же тему: "Большие страсти" (1510-1511 г.г.), гравюры на дереве, и "Страсти" (1511 г.), гравированные на меди. В 15 веке немецкие граверы часто обращались к изображению "Страстей Христовых", и в творчестве Дюрера эта тема занимает ведущее место. В отличие от мастеров предыдущего столетия, Дюрер стремится приблизить библейские события к современности. В частности, "Малым страстям" свойственен повествовательный, более земной характер изображения сцен.
Цикл "Малые страсти" открывается ветхозаветными сценами "Грехопадения" и "Изгнания из рая". Далее следуют 24 листа, рассказывающие о жизни и страданиях Христа. Завершается серия семью гравюрами, повествующими о деяниях Христа после смерти и Воскресения. Последний лист посвящен изображению Страшного суда. По выражению Эразма Роттердамского, каждая вещь имеет 2 лица - обыденное и образно-символическое. Так, изображенные в гравюре животные представляют 3 из четырех человеческих темпераментов: лев - холерический, бизон - меланхолический, барсук - флегматический, в то время как сам человек символизировал сангвинистический. По средневековой доктрине до Грехопадения четыре темперамента гармонично сочетались в человеке, но после изгнания из рая отдельные темпераменты стали преобладать в людях, определяя их характер и судьбу. Второй лист серии - "Изгнание из рая". Адам и Ева так торопливо покидают рай, что Ева наступает на ногу Адама, в то время как ангел слегка отталкивает его от Древа познания. Художник уже не изображает символических животных, представляющих темпераменты. Все темпераменты в тех или иных пропорциях присутствуют в человеке.
Представленные на выставке оттиски были выполнены с оригинальных досок А.Дюрера. Подтверждением этому служит текст на латинском языке, обнаруженный нами на обратной стороне 10 листа серии, носящего название "Моление о чаше".
Выставка А.Дюрера представляет вниманию зрителей практически полную серию гравюр "Малые страсти", включающую в себя как первоклассные оттиски, так и достаточно слабые, извлеченные из поздних тиражей. Должно быть, неизвестный нам пока коллекционер ставил перед собой задачу собрать все гравюры из этой серии, независимо от времени их издания.