Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - начала XX в.в. в рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее" Института ПРО АРТЕ в Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца-музея представляет выставку "Летят перелетные..." Валерия Орлова, Александры Митлянской (Москва)
24 сентября в 12.00 - превью для журналистов - сбор в помещении Петербургского фонда культуры и искусства "Институт ПРО АРТЕ" (Петропавловская крепость, Невская куртина, левая сторона, тел. 233-00-40, 233-05-53). Оттуда на автобусах журналисты отправляются в музеи города, принимающие участие в фестивале.
25 сентября в 12.00 - церемония официального открытия фестиваля. Сбор в Петербургском фонде культуры и искусства "Институт ПРО АРТЕ"
Созданный известными московскими художниками Валерием Орловым и Александрой Митлянской, проект "Летят перелётные ...", является этапом в разработке темы самоидентификации, начатой в 2002 году во время пребывания художников на Куршской косе в рамках международного пленера "Коммуникация и идентификация в современном искусстве".
Валерий Орлов и Александра Митлянская:
"Мы хотим, насколько это возможно, внести в существующее многообразие позиций и взглядов на эту тему свое понимание и свою точку зрения. Представляя эту точку зрения, мы надеемся, что сможем раздвинуть границы восприятия сегодняшнего мира, искусства и подвести зрителя к более открытым и толерантным формам диалога между представителями различных наций и различных культур.
Межэтнические, межрелигиозные напряжения, которые за последнее десятилетие стали явно проявляться не только на территории бывшего Советского Союза, но и в Европе - во Франции, Германии, на Балканах и в США, принимая жесткие формы террора и грубой нетерпимости.
Во время пленера мы познакомились с драматическими подробностями исторических событий - насильственного выселения коренного населения и заселения некоренным территории бывшей Восточной Пруссии, ныне Калининградской области, с хроникой указов Верховного Совета в конце 40х годов.
В этом контексте научно-исследовательская орнитологическая станция на Куршской косе, уже не могла восприниматься нами просто и однозначно. Наблюдение за ловлей и окольцовыванием птиц - приданием каждой номера, слежение за их миграциями создавало некую параллель с происходящим сегодня в самом человеческом обществе. Сети-ловушки в своей метафоричности стали приобретать образ картины судеб сотен тысяч людей, включенных в сеть исторических событий, сотканную чужими руками, где человек - невольный свидетель, участник, разработчик, исполнитель, жертва.
Люди, животные, птицы находятся в постоянном движении. Одни покидают обжитые и привычные места обитания, чтобы вернуться назад, повинуясь скрытому закону природы, вынуждающему их пересекать огромные расстояния, испытывать чудовищные лишения; другие поражают своей привязанностью к насиженным местам несмотря на жару, холод, сырость, засуху, голод, нищету; есть и такие, запрограммированность передвижений которых трудно проследить, чьи миграции сложно оправдать законами внешней природы".
Зрителю предлагается визуально-пространственная инсталляция, состоящая из фотографий птиц, запутавшихся в сетях, сидящих на дюнах в ожидании полета, птиц, парящих в небе. Группы этих фотографий расположены в лабиринте, выстроенном из сетей.