Министерство культуры и массовых коммуникаций и Государственная Третьяковская галерея представляют выставку Эдуарда Штейнберга.
16 сентября в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка работ Эдуарда Штейнберга - одного из лидеров отечественного неофициального искусства 1960-80-х, живописца, принадлежащего к числу крупнейших художников-нонконформистов, наиболее ярких представителей второй волны русского авангарда. Демонстрируется около 120 работ из частных коллекций, собрания автора и галереи Клода Бернара, выполненных с начала 1960-х годов, в том числе более 70 произведений последнего десятилетия.
Эдуард Штейнберг родился в Москве в 1937 году. Его отец - поэт, переводчик, художник Аркадий Штейнберг - был репрессирован в 1937 и окончательно освобожден лишь в 1954. С 1957 года семья жила в Тарусе. Будущий живописец не получил специального художественного образования. Он рано начал работать; трудился на заводе, был землекопом, рыбаком. Отец, выпускник Вхутемаса, заметил его страсть к рисованию, посоветовал заняться рисунком, делать копии оригиналов великих мастеров. Он сам руководил занятиями сына и оказал на него большое влияние. В 1961 году в городском клубе Тарусы Эдуард Штейнберг вместе с друзьями В.Воробьевым, И.Вулохом, В.Каневским устроил независимую выставку. В том же году художник переехал в Москву.
Начав с увлечения Ван Гогом и работы с натуры, пейзажей Тарусы, натюрмортов, портретов друзей, Штейнберг постепенно пришел к беспредметному искусству, создав собственную версию геометрической абстракции. Примерно с 1970 по 1985 год длился так называемый "белый", или метагеомерический, период его творчества. Вступая в диалог с наследием К.Малевича, Штейнберг сочетал живописное наследие супрематизма со стремлением выразить в знаковой форме свое мировоззрение и восприятие вещей. По словам художника, он "чуть-чуть повернул русский авангард", придав ему новый ракурс, "скорее всего, религиозный". Именно в этот период Штейнберг приобрел репутацию художника философского склада и глубинной экзистенциональной рефлексии.
В середине 1980-х художник перешел к композициям, включающим фигуративные элементы. В его работах этого периода ощутима связь с проблематикой и мотивами поздних крестьянских работ Малевича.
В последнее время художник живет и работает в основном в Париже, а также в Москве и Тарусе. Вновь вернувшись к языку чистой абстракции, он бесконечно варьирует диалог геометрических форм. Полотна, выполненные почти как гризайль, в легком синевато-сером колорите, с минимумом геометрических элементов, чередуются с холстами, исполненными в насыщенном цвете, в которых геометрические формы заполняют почти все пространство. Но по-прежнему внутренняя концепция его произведений "строится на синтезе мистических идей русского символизма десятых годов и пластических решений супрематизма Казимира Малевича" (Э.Штейнберг).
Впервые персональная экспозиция работ Эдуарда Штейнберга демонстрировалась в Третьяковской галерее в 1992 году. В нынешнем выставочном проекте, помимо ГТГ, принимает участие Государственный Русский музей, где работы художника можно было увидеть минувшим летом.
Пресс-показ состоится 16 сентября в 12.00. Вернисаж - 16 сентября в 16.00. Выставка будет открыта с 16 сентября по 10 октября.