НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Виктор Пивоваров. "Шаги механика"

c 21 июня по 21 июля 2004Санкт-Петербург
Малевич в снегу.1997. М.,х. на оргалите, 91х123
В.Пивоваров. ''Шаги механика''
21 июня в Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка "Шаги механика" художника Виктора Пивоварова. Это - концептуальный проект, включающий восемь частей и отражающий творчество Пивоварова, одного из основоположников московского концептуализма, на протяжении более чем тридцати лет.

В 1960-70-х годах он, наряду с Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым, Эриком Гороховским, а позднее Андреем Монастырским, разрабатывает тот особый тип художественного высказывания, который, впервые со времен русского авангарда, позволил говорить о своеобразии советского искусства. Московский романтический концептуализм оказался тем направлением, которому удалось отрефлексировать тотальную идеологизацию советской жизни, более того, создать миф о концептуальности советского пространства. Произведения московских художников выделялись подчеркнутой литературностью художественного языка. В произведениях В.Пивоварова эта особенность очевидна уже в первых альбомах (1960-е) как равноправие "слова и образа".

С творчеством В.Пивоварова многие знакомы: вспомним его иллюстрации к детским книжкам, которые художник, как и многие его коллеги, делал ради заработка. Правда, его работы отличаются от работ других концептуалистов, например, отсутствием стилизаций под классиков детской иллюстрации.

Пивоваров также известен двумя книгами: автобиографический "Влюбленный агент" содержит ценнейшие сведения о внутренней жизни андеграунда и его самоописания. В книгу "Серые тетради" автор включил как художественную прозу, так и несколько писем. Книги эти создали весьма интригующий образ художника, не озабоченного созданием концептуальной базы для своего творчества. В работах Пивоварова всегда превалировал, скорее, личный, чем социальный момент.

Выставка "Шаги механика" открывается картиной "Тело московского неофициального искусства" - условное изображение фигуры человека, в которую, как в анатомическом атласе со строгими сносками, вписаны имена почти всех художников, относящихся к знаменитому поколению 50-х - 70-х годов. В работе нельзя не увидеть, помимо симпатий самого Пивоварова, и серьезную попытку создать целостное представление об этом феноменальном художественном явлении столичной жизни, и явное желание четко проартикулировать саму суть андеграунда. Он одушевляет легендарное прошлое, сводит непримиримые кружки во взаимосвязанную антропоморфную систему. Он - летописец и мемуарист волшебного мира андеграунда.

Выставка разворачивается как театральное представление. В первую часть - "Действующие лица" - входит одноименный альбом, в котором изображена московская художественная жизнь 1970-х. Альбомные листы чередуются с портретами поэта Овсея Дриза, Игоря Холина и странного персонажа, пришедшего из детства художника, Григория Сергеевича Татузова. Во вторую часть - "Место действия" - входит цикл картин "Квартира 22", в которой художник возвращается в коммунальную квартиру своего детства. Серовато-коричневые холсты с текстами, как будто наполнены голосами ее обитателей, навеки оставшихся в 1950-х. В состав третьей части - "Время действия" - входят написанные нитроэмалью картины 1970-х годов. Именно в 1970-х закладывались основы того, что было развито художником позже. Своеобразным драматургическим перебоем между живописными сериями является альбом, давший название всей выставке "Шаги механика", который построен на принципе соединения вырванных цитат и фраз с рисунками. Так же, как и серия темных акварельно-угольных рисунков "Поэт в заснеженном городе", впервые показанная автором в Русском музее. Альбом "Заблудившийся Данте" посвящен Данте, который оказался в Восточных землях и "среди скитов и скифов … заблудился окончательно". Тексты этого альбома являются драматическим ключом целой выставки.

Следующая часть - "Эйдосы" - представляет серию живописных произведений, отсылающих одновременно к работам Малевича и Де Кирико, так же как и к мотивам живописи эпохи Возрождения. И в завершающей части - "Разговор о лимонной корочке" - показана серия небольших натюрмортов, в которых художник возвращается к самым обыденным и тихим вещам, так же, как и к размышлениям об истории живописи. Медитативность этой серии замыкает круг, очерченный "Шагами механика". "Механик - это человек, который приводит в порядок механизмы, - говорит художник. - Мы многое потеряли, сломали в своей жизни. И шаги механика - это символ надежды на то, что когда-то все в нашей жизни придет в порядок".

Виктор Пивоваров - один из основоположников московского концептуализма. В 1960-70-х годах он, наряду с Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым, Эдуардом Гороховским и Андреем Монастырским, разрабатывает тот особый тип художественного высказывания, который, впервые со времен русского авангарда, позволил говорить о своеобразии советского искусства. В отличие от западной модели концептуализма, во многом опиравшегося на структурализм и пост-структурализм Ролана Барта, московские художники создали свой "литературный" вариант концептуального искусства. Особенности взаимоотношения "слова и образа" проявились сначала в форме альбомов, которые, по мнению исследователей, стали важнейшим вкладом московского круга в концептуальное искусство. Окончив в 1962 году Московский Полиграфический институт, Виктор Пивоваров на протяжении двадцати лет занимался иллюстрированием детских книг и журналов. В начале 1970-х, вдохновленный предупреждающими об опасности железнодорожными щитами, он пишет нитроэмалью на оргалите серию картин. Эту же технику художник использует при создании в 1975 году своих концептуальных "Проектов для одинокого человека". В конце 1970-х Пивоваров включает в свои произведения абстракции, которые вступают в диалог с фигуративными образами. Для его живописи характерна ровная поверхность, создающая эффект безвоздушного пространства, в котором различные персонажи оказываются как бы "подвешенными". В 1982 году Пивоваров эмигрировал в Прагу. Он принимал участие в крупнейших международных выставках. В 2004 году Государственная Третьяковская галерея организовала первую большую ретроспективу художника, которая с небольшими изменениями представлена и в залах Государственного Русского музея.

www.museum.ru/N18687
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 30.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Открытие летнего сезона в Петергофе

Археологический феномен. Между прошлым и будущим

«По России в свите Наследника…»

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список"

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств

Выставка «Всегда помним» во Всероссийском музее декоративного искусства

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Тепло дворянских гнёзд» из коллекции музея-заповедника «Коломенское» в Туле

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Выставка художника Игоря Гумилевского в Выставочном зале г. Тулы

Международный день джаза. Концерт «Настроение в стиле джаз» в Музее-заповеднике "Архангельское"

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Выставка «Свояси» во Всероссийском музее декоративного искусства

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru