С 17 июня в Михайловском (Инженерном) замке Государственного Русского музея открыта выставка произведений принцессы Ингеборг Шлезвиг-Голштейнской. Принцесса Ингеборг принадлежит к числу всемирно известных немецких художниц. На родине она известна прежде всего большим циклом картин для церкви Св. Катарины в Гамбурге. Петербуржцам будет представлена инсталляция, созданная специально для экспозиции в Санкт-Петербурге.
Живопись принцессы Ингеборг необыкновенна именно потому, что вызывает у зрителя, рискнувшего всмотреться в эти картины, чувство тоски по неизведанному, но предчувствуемому. Художница создает произведения специально для определенного пространства. Ее произведения беспредметны. Она очень любит сочетания красного, синего, желтого. Это цветовые сочетания, из которых художница создает образный мир своих полотен. Красный - это одеяния Бога, вновь обретенная любовь Бога, чувственное, плотское, посюстороннее начало, полное жизни, огня и крови. Синий - цвет небесного свода и дарующего жизнь воздуха, цвет воды, дали и тишины. Желтый и белый - в христианской иконографии цвета Воскресения и пасхального чуда.
Принцесса Ингеборг Шлезвиг-Голштейнская родилась в Бинебеке. Ее детство и юность прошли близ Балтийского моря, на широких просторах Шлезвиг-Голштейна. После окончания в 1976 году местной школы фонда Луизенлунд принцесса Ингеборг до 1981 года изучала искусство в высшей школе оформительского искусства в Гамбурге.
В Дюссельдорфе на выставке "Искусство-капитал" она познакомилась с Энди Уорхолом, который пригласил ее ассистенткой в Нью-Йорк в свою "Фэктори". Ингеборг Шлезвиг-Голштейнская: "Именно там я всерьез задумалась о европейской и американской культуре, и, прежде всего, о своей культуре. Эти размышления наложили отпечаток на весь мой дальнейший творческий путь. Если Уорхол подчеркнуто изображает только поверхность вещей, то я пытаюсь показать то, что не укладывается в рамки понятий, то, что скрывается за видимыми явлениями".
После экзамена в 1981 году молодая художница остается в Нью-Йорке, снимает свою первую мастерскую в Сохо и начинает работать самостоятельно. Она находит свой собственный стиль: "Мои работы беспредметны, потому что говорят о действительности по ту сторону физически воспринимаемого мира". Первые выставки прошли в Нью-Йорке и в 1983 году в галерее Барклай, Саутгемптон, а также в Гамбурге. Здесь, в 1993 году, на гамбургской ярмарке, всеобщее внимание привлекло ее "Пространство тишины".
Первый проект Ингеборг, связанный с пространством, возник в 1984-1986 годах и привел ее из Нью-Йорка обратно в Германию. Принцесса создала цикл картин "Путь к свету" для гамбургской церкви Св. Катарины XV. Ингеборг оформила стрельчатые арки и розетки верхнего яруса базилики церкви двенадцатью станковыми картинами, специально написанными ею для этой цели. Сегодня инсталляция "Путь к свету" является постоянным элементом церкви Св. Катарины. Польский композитор Августин Блох взял этот цикл за основу своей духовной оратории "Ибо Твой свет придет". Она была впервые исполнена в 1988 году в церкви Св. Катарины в рамках Шлезвиг-Голштейнского музыкального фестиваля.
Вторая большая работа была создана в 1989-1992 годах. Вместе с мужем принцесса часто ездила в Польшу, к композитору Августину Блоху. Они побывали в Аушвице, который стал для нее глубочайшим потрясением. У могилы священника Ежи Попелушко, убитого в 1984 году польской службой безопасности, они с Блохом решили создать реквием. "Хотя полякам и было запрещено посещать эту могилу, она всегда была окружена сотнями горящих свечей. - вспоминает художница. - Совершенно чужие люди стояли в карауле у могилы. Августин и я попытались создать реквием Попелушко, реквием надежде, воспевающий победу любви, бессмертие человека, свободу, основанную на любви Бога к людям". Реквием получил название "Ты не должен убивать".
Принцесса Ингеборг выполнила пространственную инсталляцию, состоящую из двенадцати деревянных крестов с цветным покрытием, медитацию креста, как она ее называет. Композиция из образов и звуков под названием "Ты не должен убивать" была впервые показана в 1992 году в любекской церкви Св.Петра, также в рамках Шлезвиг-Голштейнского музыкального фестиваля.
Третий большой проект - "Пространство тишины" - возник в 1993 году и был заказной работой для ярмарки "Mediale" в Гамбурге. На "Mediale" экспонируются, главным образом, медийные искусства. "Пространство тишины" - это звуконепроницаемое пространство глубокого синего цвета в противоположность переполненной шумом, движением, подчас агрессивной ярмарке.
Уже более десяти лет принцесса Ингеборг рисует и акварелью. В 2003 году она особенно интенсивно занимается этой техникой.
Данная экспозиция является ретроспективной персональной выставкой "22 года творческой деятельности принцессы Ингеборг Шлезвиг-Голштейнской". Россиянам знакомство с творчеством принцессы Ингеборг интересно еще и тем, что она имеет прямое отношение к императорской фамилии: принцесса является праправнучкой императора Александра Второго. Ее родословное древо, связанное с Россией, будет представлено на выставке. Художница приедет в Россию впервые.