В Фотоцентре Союза Журналистов проходит персональная выставка старейшего фотокорреспондента агентства "РИА-Новости", обладателя премии "Золотой глаз" WORLD PRESS PHOTO Юрия Абрамочкина, которую автор назвал "Два времени", открытие которой состоялось 15 июня.
Выставка приурочена ко Дню Независимости России и 45-летнему юбилею творческой
жизни. На ней представлено более 250 работ этого "мэтра" фотографии.Герои его работ - политические деятели современности: генсеки Н.Хрущев, Л.Брежнев, президенты М.Горбачев, Б.Ельцин, В.Путин; иностранные лидеры - Ф.Кастро, М.Тэтчер, Королева Елизавета Вторая, Я.Арафат, И.Ганди, Ю.Лужков; американские президенты от Р.Никсона до Дж.Буша старшего; известные деятели науки и искусства - М.Ульянов, В.Федосеев, А.Хачатурян, Р.Рождественский, М.Лаврентьев и др.
Центральное место в выставке занимает проект "Красная Площадь", где изображены величие и красота г.Москвы и Красной площади, объединявшей простых людей на парадах и народных гуляниях, похоронах и демонстрациях…
Задача организаторов выставки, компании "Фотопроарт" - призвать к объединению людей разных социальных слоев, поколений, политических убеждений вокруг темы патриотизма и гордости за историю г.Москвы как Столицы нашей Родины, оптимистической оценки прошлого и будущего России. Данное событие носит не только культурно-просветительский, но и общественно-политический характер и может серьезно оптимизировать гражданское самосознание россиян.
На церемонии открытия выставки присутствовали корреспонденты 3-х телеканалов, радиостанций, многих печатных СМИ, широко известные политики, бизнесмены, деятели науки, культуры, искусства, моды. С приветственными речами выступили: политолог С.Грызунов, модельер В.Зайцев, режиссер М.Розовский, Генеральный директор компании "Фотопроарт", организовавшей выставку, Н.Унежев, другие почетные гости. Многие из них отметили, что своей известностью они обязаны фотографиям Юрия Васильевича, которые публиковались в широкой прессе; что это выставка не столько репортера, сколько художника, тонко чувствующего душу человека, которого он снимает, и любящего мир, в котором он живет. Поэтому фотографии выставки, независимо от того, в какое время они делались - советское или постсоветское - с интересными, живыми сюжетами, наполненными оптимизмом, добротой, светом и радостью.
Как отметил руководитель Службы международных связей Фонда М.Горбачева К.Каргезьян, "…То, что Юрия Абрамочкина начинают узнавать в России, а не только за рубежом - это для меня огромная радость. Ведь в его фотографиях столько любви к своему народу, столько гордости за историю своей страны (и гордиться есть чем)! А ведь как давно у нас в стране не поднимались эти темы! В основном нещадно эксплуатировались темы разрушения, безысходности и стыда за свою страну… А с точки зрения профессионализма равных Абрамочкину мало. И то, что делает компания "Фотопроарт" - это благородный и серьезный шаг по культурному просвещению людей, по возрождению отечественной фотографии и демонстрации огромных достижений фоторепортерской школы АПН за десятилетия ее истории".
Во время торжественной части представлен 2-й номер фотоальманаха "Коллекция Фотопроарт" с работами Юрия Абрамочкина.
Рано потеряв родителей, Юрий Васильевич сразу после школы пошел работать. Был геодезистом, фотолаборантом. Но всегда при нем был подарок его отца - старый "ФЭД".
Со своим первым репортажем он появился в редакции "Совинформбюро", которое потом стало называться "Агенство Печати Новости". В 1961 году был принят в АПН на работу.
Азы профессии фотожурналиста он постигал, общаясь с известными фотомастерами страны Максом Альпертом, Георгием Зельмой, Михаилом Озерским, Абрамом Штеренбе-
ргом, Яковом Берлинером.
Для Юрия Абрамочкина как для фотографа очень важной составляющей его профессионального мировоззрения является симпатия и искренний интерес к человеку или собы-
тию, которое он снимает, а также открытость и корректность. Кредо автора - пристально всматриваться в окружающее, внимательно глядеть по сторонам, а не подглядывать (как он считает, в этом есть что-то нетактичное). "Снимая человека важно расположить его к себе, вжиться в атмосферу, а времени всегда в обрез. Можно снимать исподтишка, но это некорректно и неуважительно по отношению к личному пространству человека. К людям надо идти с открытой душой, и они отплатят тем же. Иду, например, по цеху, вижу рабочих на перекуре, спрашиваю разрешения постоять с ними вместе и покурить. Через какое-то время они уже не считают меня незнакомым человеком, начинают вести себя естественно, значит контакт установлен и можно начать фотографировать. Приятно снимать простых людей. Они, как правило, общительны и доброжелательны. Не задают вопросов "зачем" и "почему", раз фотографируют - значит заслужили. А вот олигархов такая вещь как фотоаппарат сильно беспокоит и напрягает, и им надо долго объяснять "зачем", а от криминала вообще стараюсь держаться подальше. Вообще у фотокорреспондента всегда должно быть "алиби", почему ты снимаешь, оно должно быть
понятным и доброжелательным".
Коллеги Юрия Абрамочкина говорят о нем: "Когда большинство фоторепортеров, отсняв материал, опускают камеру и уходят, именно тогда Абрамочкин поднимает камеру и начинает снимать". Как считает Юрий Васильевич, "…Фотография должна быть живой и выразительной. Я очень люблю промежуточные кадры. Самые удачные сюжеты о публичных людях удается снять после протокольного позирования, когда все начинают вести себя естественно. Вообще фотограф не должен хвататься за камеру в первый момент знакомства с человеком. Надо проявить выдержку, присмотреться к человеку, создать непринужденную, доверительную атмосферу и лишь тогда начинать съемку, после съемки расстаться с человеком по-доброму. Если репортер уважает себя, то он должен уважать и человека, которого снимает. Нельзя уродовать человека ракурсом!"
Однако порой это условие очень трудновыполнимое из-за того, что публичные люди очень занятые, у них очень мало времени, и вообще они весьма "труднодоступны". "Я работал в Кремле на очередном съезде КПСС в 1976 году.Надо было сделать фотографию Фиделя Кастро для обложки кубинского журнала. Сфотографировал его на трибуне - получилось официозно. Редакция договорилась о съемке в непринужденной обстановке. Приехали на гостевую виллу. Кастро из-за отсутствия времени предложил начать съемку сразу после нашего знакомства. Он сел на диван и стал подписывать бумаги, я снимал много, но интуитивно чувствовал, что это не то, что мне в глубине души хотелось бы. И нужный момент наступил. Кастро взял сигару и стал ее раскуривать. В аппарате оставалось три кадра…"
Юрий Васильевич неоднократно испытал на своем опыте, насколько порой съемка знаменитых людей требует не только терпения и такта, но и громадного психологического напряжения, даже не всегда по вине героя работы. Например, в 1961 году ему поручили снимать Ю.Гагарина. Тогда он был начинающим фоторепортером, и для него это была великая честь. Снимать разрешили, но отснятые пленки забрали, что его лично и его
коллег-фотокорреспондентов изрядно возмутило. Проходящий мимо человек в косоворотке спросил, улыбаясь: "Ну, что, бушуете?" Как потом оказалось, это был главный конструктор Сергей Королев. По его просьбе его сняли с космонавтами. Но пленки снова забрали, и фотокорры опять взбунтовались. Узнав о случившемся, Королев подозвал к себе одного из сотрудников и сказал: "Отдай все пленки каждому, у кого забрал. Они точно довезут до редакции и отдадут в первый отдел, а ты если пошлешь, то точно потеряешь". На многие фотографии Юрий Васильевич долго уговаривал Юрия Алексеевича сняться, т.к. Гагарин простудился и ходил перевязанный. Врачи его активно лечили, т.к. ему предстояла зарубежная поездка. И вот, пережив такие напряженные два дня съемок, фотограф летел из Сочи в Москву и всю обратную дорогу трясся из-за пленок, и только когда сдал все пленки в первый отдел под расписку, перекрестился и вздохнул с облегчением.
Очень многие герои работ Юрия Васильевича вначале относились к нему достаточно недоверчиво, но потом располагались к нему и оставались его добрыми знакомыми. "Мне поручили сделать материал о полководце Великой Отечественной Войны маршале Иване Коневе. Встретил меня с усмешкой (мальчишка какой-то пришел!), но фотографировать разрешил. Для редакции нужен был только один сюжет: Иван Конев, пишущий за столом мемуары. Выполнив задание, я захотел снять полководца не только дома. Я принес ему пленку, чтобы отобрать лучшие кадры. Разглядывая их в лупу, маршал радовался как ребенок, особенно снимкам с женой и дочкой. Все, что ему понравилось, я напечатал и подарил от лица редакции. Узнав, что он собирается на рыбалку, я попросил взять меня с собой, уверяя, что я заядлый рыбак и у меня есть соответствующее снаряжение. Маршал улыбнулся и специально для меня заказал тулуп и теплые сапоги. Я ему подарил фотографии с рыбалки, а он мне свою книгу "Война 1941-1945 гг.", признавшись мне, молодому репортеру: "А зря я гонял вашего брата на войне! Надо было больше разрешать снимать. Вот сейчас пишу следующую книгу, а иллюстраций мало". Так мы с ним подружились. Мне тогда было 26 лет, а ему 70".
Многих персонажей Юрий Абрамочкин находил сам, т.к. он - человек-непоседа, которому всегда хочется рассказать что-то новое и совершенно особенное. Его встреча с Зурабом Церетелли, например, произошла совершенно случайно на Большой Грузинской улице. Как всегда, к известным людям подходит много почитателей за автографом. Подошел и он. Представился и попросил принять его в своей мастерской. Он охотно согласился. Работал Церетелли очень быстро. Художник рисовал, Юрий Васильевич фотографировал, но интересного кадра не получалось. Случайно бросив взгляд на штангу, которая была у Церетелли в мастерской, Абрамочкин спросил, зачем ему это. "Я и ахнуть не успел, как он в ту же секунду ее поднял. Не сплоховал и я. Интересный получился кадр!"
Прошло 45 лет, и накопилось огромное количество интересных кадров. И вот как-то раз четыре года назад, Юрий Абрамочкин оказался на Красной площади, где устроили каток для всех желающих. Он собирался снять одного известного фигуриста. Была зимняя стужа, Юрий Васильевич замерз и пошел погреться в ГУМ, и стоя у окна, подумал:
"Сечас по Красной Площади девочки катаются под присмотром мам, а завтра опять демонстрации пойдут…А что, если мне посмотреть все, что я более чем за 40 лет наснимал на Красной Площади?! Можно найти много интересного: как Гагарина встречали, как проходили парады, хоронили генсеков и как группа "Бони-М" танцевала под моим "руководством". Ведь это моя Красная Площадь, которая живет в моей памяти и на моих фотографиях...". И фотокорреспонденту захотелось сделать выставку, которая бы всколыхнула в людях добрые воспоминания, гордость за историю своей страны, показала бы величавую, необыкновенную красоту главной площади Москвы и всей России.
Как говорит автор об идее выставки, "…Может показаться, что после перестройки произошел раскол на две эпохи, два времени - советское и постсоветское. Меняются вожди, идеология, облик страны, внешний вид улиц и городов, не меняются только простые люди. Они как жили, так и живут своей жизнью вне зависимости от времени: плачут и смеются, огорчаются и радуются…Есть ценности преходящие: общественная идеология, политические акценты, мода. А есть вечные ценности, которые будут существовать всегда, пока существует человечество: движение, любовь, радость, вера…Я много снимал публичных политиков, но старался видеть в них не политические фигуры, а людей со своим неповторимым характером и поведением. Жизнь каждого человека, кем бы он ни был, состоит из мгновений, которое и запечатляет фотограф на снимке. Так и родилась идея выставки - показать жизнь общества как череду мгновений жизни разных людей в калейдоскопе постоянно меняющихся событий эпохи, показать разницу двух времен и неизменность сути человеческой жизни…".