В Новосибирском государственном художественном музее открылась выставка "Русская графика 18-19 вв." из коллекции Красноярского художественного музея им.Сурикова.
Ни один сибирский музей не обладает на столько богатой и самодостаточной коллекцией, чтобы ограничиться показом только своей коллекции. Выставочная деятельность всегда была существенной составляющей новосибирской музейной жизни, как бы компенсирующей зрителю неполноту художественных впечатлений, неполноту коллекции.
Новосибирский музей, увы, не станет второй Третьяковкой, тем более Эрмитажем, но из этого не следует, что жители города никогда не увидят произведений классического искусства. После полосы "смутного времени" центральные музеи снова начинают поворачиваться в сторону российских городов. Готовится новая выставка Эрмитажа для Новосибирска и Иркутска.
В музеях провинциальных городов также есть пусть небольшие, но интересные коллекции. Сотрудничая, дополняя друг друга, музеи продуцируют новые идеи, новые выставочные проекты. Примером может послужить проект "Нидерландская живопись из музеев Сибири".
В контексте межмузейного сотрудничества лежит и выставка русской гравюры и литографии 18-19 вв из Красноярского музея. В экспозиции 70 листов печатной графики известных русских мастеров. Небольшой тираж - та особенность гравюры, которая обеспечивает ей относительно широкое распространение без потери уникальности. Гравюры привезены из Красноярска, но точно такие же листы хранятся и в Русском музее в Петербурге. Все они напечатаны с авторских досок.
Наиболее ранние по времени работы - портреты "высочайших особ" созданы еще в середине 18 века мастерами "Грыдоровального департамента" при Академии наук в Петербурге Г.Качаловым и Е.Виноградовым. К 18 веку принадлежат также и листы выпускника граверного класса, учрежденной в 1759 году Академии художеств - Е.Чемесова.
В экспозицию включены пейзажи окрестностей Санкт-Петербурга. А.Ухтомского и А.Мартынова. - мастеров граверно-ландшафтного класса Академии художеств начала 19 века.
К середине 19 в трудоемкое искусство резцовой гравюру постепенно приходит в упадок, зато получают развитие литография и офорт. Во второй половине 19 века в сред художников - передвижников возникает особый интерес к офорту. Было организовано Общество русских аквафортистов, издано несколько альбомов гравюр.
Гравюра была в то время также единственной репродукционной технологией. Офорты, выполненные с картин передвижников, способствовали их популяризации. Характерный пример на выставке - офорт "Запорожцы" , выполненный Л.Овсянниковым по оригиналу знаменитой картины И. Е. Репина.
Из 70-ти экспонированных на выставке графических листов - 37 - офорты И.И. Шишкина. Великий пейзажист, известный практически каждому россиянину живописец на протяжении многих лет занимался гравюрой и оставил обширное графическое наследие.
В основном, это пейзажи, поражающие точностью и подробностью штриха. Офорты И.И.Шишкина, выделенные в отдельный зал, позволяют погрузиться в творчество великого художника.
Выставка несомненно имеет и образовательный аспект.
Экспозиция проработает три месяца.