30 апреля в 15.00 в Голубом зале Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств откроется выставка из фондов музея "Предмет и натюрморт. Предмет и натюрморт. Наследие Е.Е.Моисеенко", на которой будут экспонироваться натюрморты художника и инсталляции. Выставка будет работать один месяц и посвящена дате 18 мая - Международному дню музеев.
Основу экспозиции составили натюрморты, которые Моисеенко писал постоянно. Композиции из предметов или цветов существуют не только как самостоятельные произведения, но и присутствуют во всех его картинах и портретах, неся на себе смысловую и эмоциональную нагрузку. Это один из самых интимных жанров в творчестве художника, в котором сосредоточилась целая стихия чувств, выраженных в цвете, в изысканных линиях, очерчивающих предмет или цветок. Он одухотворял натуру и заставлял забывать о ее материальной природе. Чем старше художник становился, тем чаще он вновь и вновь обращался к изображению давно знакомых ему предметов и путем добросовестных сопоставлений вникал в их непостижимую сущность, создавая целые поэмы из вещей неказистых, порой случайных. В конце шестидесятых годов в натюрмортах и композициях стал постоянно появляться, видимо кем-то подаренный, восточный металлический кувшин с тонкой длинной ручкой и вытянутым к верху носиком. Его изысканная форма то подчеркивала красоту женской фигуры ("Обнаженная".1980 и "Сидящая натурщица".1986), то его контур становился центром композиции натюрморта ("Натюрморт с кувшином".1986), то просто и незатейливо его стилизованное изображение подчеркивало реальную экспрессию жизни в картине. Вазы, кувшины, декоративные тарелки, игрушки, мелкие сувениры, музыкальные инструменты, керосиновая лампа и старый вентилятор, стеклянная банка, кисти могли послужить началом лирической или грустной композиции, рождающей многочисленные ассоциации и чувства. Например, представленный в экспозиции "Натюрморт с апельсинами", написанный в 1969 году, составлен из предметов тогда современных и очень модных, и вместе с тем невольно несущих на себе отпечаток идеологии времени. Рядом с ярким декоративным блюдом изображена кружка, на стенках которой помещена тематическая роспись, представляющая демонстрацию. Рядом - мелкие сувениры и редкие по тому времени фрукты - апельсины. Для художника жизнь предметов рядом с ним имела особый смысл. О каждом из них можно рассказать свою историю. Так в 1973 году в обычном музыкальном магазине художник приобрел три инструмента: скрипку, гитару и мандолину. С тех пор они стали его натурой, постоянно завораживающей художника своими формами и необыкновенными возможностями. Почти, в каждом натюрморте, написанном в семидесятые и восьмидесятые годы ("Натюрморт с мандолиной".1974, "Мелодия".1988 и других) музыкальные инструменты так или иначе присутствуют. Они могут быть основой композиции или только ее частью, их формы вполне реальными или только слегка очерченными. Так же как и их цвет бесконечно меняться в зависимости от настроения и смыслового строя композиции. Произведения, представленные на выставке, и вещи, принадлежавшие художнику, хранятся в фондах музея. Представленные в экспозиции рядом с натюрмортами, в которых они изображены, предметы говорят своим простым земным языком. Тем интереснее видеть их новую жизнь в произведениях большого мастера, увлекающего зрителя в свой прекрасный и добрый мир.