В Анфиладе Главного здания Музея архитектуры работает выставка "Алексей Николаевич Душкин. Архитектура 1930—1950-х годов". Выставка приурочена к столетию архитектора.
Творчество Алексея Николаевича Душкина — явление в истории отечественной архитектуры ХХ века. В нём органично сошлись, казалось бы, несовместимые направления. Он был новатором и искателем, великолепно знавшим и использовавшим все возможности современной строительной техники, утверждая, что архитектура должна ориентироваться на постоянное обновление, развитие, создание новых форм. Но при этом искания современного архитектурного языка шли в его творчестве параллельно с освоением и интерпретацией архитектурного наследия.
А.Н. Душкин вошел в архитектуру стремительно. Спустя год после окончания Харьковского технологического института молодой архитектор принял участие в Международном конкурсе на проект Дворца Советов в Москве и был удостоен I премии (совместно с Я.Н. Додицей). Переехав в столицу, Душкин работал в мастерской Моссовета, возглавляемой И.А. Фоминым, участвовал в разработке самых разных по своему назначению объектов: Дворца Радио, Дома СТО, Академического кинотеатра, жилых домов, школ и других сооружений.
Но главной темой творчества Душкина и его главным достижением, безусловно, является архитектура станций метро, которой были посвящены самые плодотворные и счастливые годы жизни. В 1930—1950-е годы им было создано в натуре шесть подземных станций и шесть наземных вестибюлей. И если бы за всю свою жизнь он создал только две станции метро — «Маяковскую» и «Кропоткинскую» (осуществлённую совместно с Я.Г. Лихтенбергом) — этого было бы достаточно, чтобы занять почётное место в истории архитектуры. В них ясность конструктивного и художественного замысла сочетается с логикой построения напряжённой архитектурной формы. Главное в этих произведениях — светоносность образа архитектуры, построенного на выявлении несуществующего под землёй света, который понимался архитектором как материальное средство формирования пространства и формы, как ведущий композиционный элемент.
Огромное значение в творчестве Душкина имела и тема наземных транспортных сооружений. В течение долгого времени он был главным архитектором проектных институтов МПС и Минтрансстроя, восстановил, реконструировал и построил десятки вокзалов, в том числе в Днепропетровске, Симферополе, Сочи. Созданные им вокзалы становились своеобразными символическими «воротами» города, его архитектурной и градостроительной доминантой. Архитектор отдал дань и теме «башенной» архитектуры, намеченной ещё в раннем, неосуществлённом проекте Дворца радио на Миусской площади (1933—1934, совместно я А.Г. Мордвиновым, К.И. Соломоновым) и развита в высотном здании у Красных ворот, построенном совместно с Б.С. Мезенцевым (1948—1952). Важную градостроительную роль в центре Москвы играет здание «Детского мира» (1954—1957). Монументальный масштаб, крупный арочный ритм, сочетание больших остеклённых поверхностей и лаконичной структуры фасада скрепляют воедино разнородные по своему характеру и стилистике пространства Лубянской площади и Театрального проезда, а также передают новаторский дух, присущий большинству работ архитектора.
Многообразно и самобытно творчество Душкина-живописца. Он успешно работал в области монументального искусства. Много времени и сил отдавал педагогической деятельности — и в Московском архитектурном институте, и в проектных мастерских.
А.Н. Душкин был фактически создателем совершенно нового направления в архитектуре — подземной урбанистики, но главным был сам подход зодчего к разработке этой темы, отличавшийся удивительной человечностью. Глубокая внутренняя культура, любовь к музыке и природе помогала архитектору понять специфику психологии человека, оказавшегося глубоко под землёй, и создать гармоничные, наполненные светом пространства. Человечность, внутренняя культура — основа всей разносторонней творческой деятельности Алексея Николаевича Душкина. (А.П. Кудрявцев, Президент Российской академии архитектуры и строительных наук, Президент Московского архитектурного института).
Когда Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева начал готовить выставку, посвященную 100-летию Алексея Николаевича Душкина, я полагал, что он является одним из самых талантливых архитекторов советского периода российской истории — и эта моя позиция являлась лишь частным случаем всеобщего мнения. В конце концов, станции московского метро «Маяковская» и «Кропоткинская» любимы во всем мире, и двух мнений о них быть не может. Но теперь, по прошествии полутора лет, гораздо ближе познакомившись с творчеством А.Н. Душкина — и по работам, которые музей достал из своих хранилищ, и по каталогу, который подготовлен к выставке, — я понял, что ошибался. Каждая работа мастера содержит в себе некое удивительно сильное, объективно присутствующее начало, не вполне поддающееся рациональному описанию. Это качество — признак высших достижений человеческого духа. Думаю, что наша выставка должна и будет распространять это убеждение.
Долг нашего музея — сохранить российское архитектурное наследие во всех его проявлениях. Наша выставочная деятельность также подчинена этой сверхзадаче — мы призваны устанавливать систему исторических и культурных координат, воспитывать в обществе правильное отношение к собственной архитектуре. Думаю, что юбилейная монографическая выставка Алексея Николаевича Душкина полностью соответствует смыслу существования музея архитектуры, и поэтому с гордостью представляю её нашим современникам. (Давид Саркисян, Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева)