С 28 апреля по 4 мая 2004 г. Центральный Дом художника (8, 9 залы), Российская Академия художеств, Международная конфедерация союзов художников, Фонд Вукобрата и Словенская компания "Горенье" при содействии Мэра Москвы и Посольства Республики Словении представляют выставку произведений Йоже Циюха (Словения).
22 апреля 2004 г. в 11-00 в здании посольства Республики Словения в Москве (ул. Малая Дмитровка, д.14, стр.1) проводится пресс-конференция словенского художника Йоже Циюха по поводу проведения в Центральном Доме художника юбилейной выставки его произведений с 28 апреля по 7 мая с.г. (вернисаж - 28 апреля в 17-00).
Выставка произведений замечательного художника из Словении Йоже Циюха в ЦДХ приурочена к его 80-летию. По поводу юбилея, для экспонирования доставляются его живописные, графические, иллюстративные, мозаичные и другие работы, выполненные в различной технике. Получается довольно обширная (почти 50 произведений) коллекция, собранная в тех местах, где теперь, после кругосветных путешествий, он предпочитает жить и работать - на родине в Любляне и на Адриатике, а также в Париже, где находится основная мастерская. Экспозиция ретроспективна и призвана дать представление о самобытном творчестве мэтра на протяжении более полувека.
Начало пути художника в искусстве - в послевоенной Югославии, когда юный участник партизанского Сопротивления Йоже Циюха был принят на учебу в Академию изобразительных искусств в Любляне. Диплом академического художника он получил в 1950 году, затем продолжил обучение в Школе настенной и монументальной живописи. Впоследствии он стал профессором "своих университетов". Также в разное время вел курсы на кафедрах пластических искусств Рангунского (Бирма), Мичиганского (США) и других университетов.
И еще об истоках творчества. В родной Словении, как и повсюду на Балканах, встречаются Восток и Запад, оказывая совокупное благотворное культурное воздействие. Но в академических аудиториях преобладающими были западные влияния. Их впитал, воспитанный на музейной классике соседних Италии, Франции, Австрии и Германии, начинающий живописец Йоже Циюха. Однако, всегда испытывающий тягу к перемене мест и, благодаря этому еще студентом побывавший чуть ли не во всех странах Европы, в том числе в Советском Союзе, он вдруг открывает для себя в "собственной" Македонии почти неизвестное - и оттого особо величественное - духовное и художественное наследие Византии. "С тех пор, - говорит художник и философ Йоже Циюха, - меня влечет и не отпускает Восток, начинающийся за византийскими воротами; пройдя через них, попадаешь в иное измерение, когда отступают прежде привычные ощущения, воздействуют другие ценности". Уже тогда, по-видимому, к динамичной европейской традиции оказалась органично привитой мозаичная статичность иных пространств.
В 1959 году он на несколько лет уезжает в Юго-Восточную Азию. Там изучает искусство и философию, работает за мольбертом, обучает студентов, много путешествует. Вернувшись на Балканы, задержался не более трех лет и вновь надолго отправляется в далекий страны, на этот раз в бурную Латинскую Америку. В Новом Свете более всего увлекся доколумбовой цивилизацией, хотя должное внимание уделил и обольстительной действительности, запечатленной в рисунках и композициях.
В эти годы странствий, поисков и находок Йоже Циюха, оставаясь живописцем, стал автором нескольких книг по искусству, истории, археологии, фольклору: "Окаменевшая улыбка", "Разговоры с молчанием", "Путешествие в страну снов". Написал книгу для детей, получившую премию на родине. Продолжал заниматься иллюстрированием художественной литературы (он, возможно первым в Югославии, иллюстрировал изданные там сказки Пушкина).
С 1965 года масштабно преподавал в США, увлеченно путешествовал по Мексике, плодотворно работал, но решил сменить Америку на Европу и возвратиться в Любляну для работы в Академии и, параллельно, в австрийском Зальцбурге, где вместе с друзьями по цеху посвятил пять лет Международной летней школе живописи, получившей широкую известность.
Студийная работа, не прекращающиеся поиски способов и форм общения автора со зрителем, рисунки на плексигласе (который дает объемную глубину, придает переменчивое мерцание и особый блеск) и использование новых материалов, занятие гобеленами и т.д. повлекли переезд маститого экспериментатора и исследователя в Париж. В этом эпицентре изящных искусств, полюбившемся еще со студенческой поры, Йоже Циюха в 1979 году обзавелся капитальной студией. Высоким признанием во Франции его творчества стало присвоение ему почетного звания Рыцаря искусств и литературы.
Десятилетием ранее Йоже Циюха был увенчан почетным Крестом Австрии первого класса за достижения в науке и искусстве. Узнать же от скромного по жизни, благородного в своих устремлениях мыслителя и творца из Любляны обо всех его наградах оказалось не просто. "Более двадцати", - признался он насчет полученных международных и национальных премий за участие в многочисленных музейных, галерейных, групповых и персональных выставках (Амстердам, Барселона, Токио, Каракас, Лондон, Рим, Сеул, Александрия, Гарлем, Мангейм, Белград, Загреб и др.). Каждое и любое участие ему одинаково памятно и дорого. В Российской Федерации его произведения выставляются впервые.
Накануне нынешнего юбилея умудренный опытом мастер как-то сказал, что в его работах свобода на виду - в двух словах это: вертикаль - икона, поперек - сцена; на ней без перерывов идет спектакль "Человеческая комедия". Свои произведения он считает зеркалом, которое предлагает зрителю, чтобы в нем зритель нашел себя, зная координаты нравственности и допущения. Автор с присущей ему иронией отзывается о концептуализме, отрицает салонную вычурность, не допускает официоза и поэтому каждой эстетике оставляет одинаковые возможности, однако сохраняя библейским и евангельским сюжетам особую историческую роль.
"Феномен Циюха" вряд ли поддастся размещению в какой-то теоретически определенной категории. Впрочем, лучше один раз увидеть. Вполне возможно, что захочется посмотреть вновь. И вглядеться…
Борис Волков, Фонд Вукобрата