НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка произведений Йоже Циюха

c 28 апреля по 4 мая 2004Москва
Выставка произведений Йоже Циюха
С 28 апреля по 4 мая 2004 г. Центральный Дом художника (8, 9 залы), Российская Академия художеств, Международная конфедерация союзов художников, Фонд Вукобрата и Словенская компания "Горенье" при содействии Мэра Москвы и Посольства Республики Словении представляют выставку произведений Йоже Циюха (Словения).

22 апреля 2004 г. в 11-00 в здании посольства Республики Словения в Москве (ул. Малая Дмитровка, д.14, стр.1) проводится пресс-конференция словенского художника Йоже Циюха по поводу проведения в Центральном Доме художника юбилейной выставки его произведений с 28 апреля по 7 мая с.г. (вернисаж - 28 апреля в 17-00).

Выставка произведений замечательного художника из Словении Йоже Циюха в ЦДХ приурочена к его 80-летию. По поводу юбилея, для экспонирования доставляются его живописные, графические, иллюстративные, мозаичные и другие работы, выполненные в различной технике. Получается довольно обширная (почти 50 произведений) коллекция, собранная в тех местах, где теперь, после кругосветных путешествий, он предпочитает жить и работать - на родине в Любляне и на Адриатике, а также в Париже, где находится основная мастерская. Экспозиция ретроспективна и призвана дать представление о самобытном творчестве мэтра на протяжении более полувека.

Начало пути художника в искусстве - в послевоенной Югославии, когда юный участник партизанского Сопротивления Йоже Циюха был принят на учебу в Академию изобразительных искусств в Любляне. Диплом академического художника он получил в 1950 году, затем продолжил обучение в Школе настенной и монументальной живописи. Впоследствии он стал профессором "своих университетов". Также в разное время вел курсы на кафедрах пластических искусств Рангунского (Бирма), Мичиганского (США) и других университетов.

И еще об истоках творчества. В родной Словении, как и повсюду на Балканах, встречаются Восток и Запад, оказывая совокупное благотворное культурное воздействие. Но в академических аудиториях преобладающими были западные влияния. Их впитал, воспитанный на музейной классике соседних Италии, Франции, Австрии и Германии, начинающий живописец Йоже Циюха. Однако, всегда испытывающий тягу к перемене мест и, благодаря этому еще студентом побывавший чуть ли не во всех странах Европы, в том числе в Советском Союзе, он вдруг открывает для себя в "собственной" Македонии почти неизвестное - и оттого особо величественное - духовное и художественное наследие Византии. "С тех пор, - говорит художник и философ Йоже Циюха, - меня влечет и не отпускает Восток, начинающийся за византийскими воротами; пройдя через них, попадаешь в иное измерение, когда отступают прежде привычные ощущения, воздействуют другие ценности". Уже тогда, по-видимому, к динамичной европейской традиции оказалась органично привитой мозаичная статичность иных пространств.

В 1959 году он на несколько лет уезжает в Юго-Восточную Азию. Там изучает искусство и философию, работает за мольбертом, обучает студентов, много путешествует. Вернувшись на Балканы, задержался не более трех лет и вновь надолго отправляется в далекий страны, на этот раз в бурную Латинскую Америку. В Новом Свете более всего увлекся доколумбовой цивилизацией, хотя должное внимание уделил и обольстительной действительности, запечатленной в рисунках и композициях.

В эти годы странствий, поисков и находок Йоже Циюха, оставаясь живописцем, стал автором нескольких книг по искусству, истории, археологии, фольклору: "Окаменевшая улыбка", "Разговоры с молчанием", "Путешествие в страну снов". Написал книгу для детей, получившую премию на родине. Продолжал заниматься иллюстрированием художественной литературы (он, возможно первым в Югославии, иллюстрировал изданные там сказки Пушкина).

С 1965 года масштабно преподавал в США, увлеченно путешествовал по Мексике, плодотворно работал, но решил сменить Америку на Европу и возвратиться в Любляну для работы в Академии и, параллельно, в австрийском Зальцбурге, где вместе с друзьями по цеху посвятил пять лет Международной летней школе живописи, получившей широкую известность.

Студийная работа, не прекращающиеся поиски способов и форм общения автора со зрителем, рисунки на плексигласе (который дает объемную глубину, придает переменчивое мерцание и особый блеск) и использование новых материалов, занятие гобеленами и т.д. повлекли переезд маститого экспериментатора и исследователя в Париж. В этом эпицентре изящных искусств, полюбившемся еще со студенческой поры, Йоже Циюха в 1979 году обзавелся капитальной студией. Высоким признанием во Франции его творчества стало присвоение ему почетного звания Рыцаря искусств и литературы.

Десятилетием ранее Йоже Циюха был увенчан почетным Крестом Австрии первого класса за достижения в науке и искусстве. Узнать же от скромного по жизни, благородного в своих устремлениях мыслителя и творца из Любляны обо всех его наградах оказалось не просто. "Более двадцати", - признался он насчет полученных международных и национальных премий за участие в многочисленных музейных, галерейных, групповых и персональных выставках (Амстердам, Барселона, Токио, Каракас, Лондон, Рим, Сеул, Александрия, Гарлем, Мангейм, Белград, Загреб и др.). Каждое и любое участие ему одинаково памятно и дорого. В Российской Федерации его произведения выставляются впервые.

Накануне нынешнего юбилея умудренный опытом мастер как-то сказал, что в его работах свобода на виду - в двух словах это: вертикаль - икона, поперек - сцена; на ней без перерывов идет спектакль "Человеческая комедия". Свои произведения он считает зеркалом, которое предлагает зрителю, чтобы в нем зритель нашел себя, зная координаты нравственности и допущения. Автор с присущей ему иронией отзывается о концептуализме, отрицает салонную вычурность, не допускает официоза и поэтому каждой эстетике оставляет одинаковые возможности, однако сохраняя библейским и евангельским сюжетам особую историческую роль.

"Феномен Циюха" вряд ли поддастся размещению в какой-то теоретически определенной категории. Впрочем, лучше один раз увидеть. Вполне возможно, что захочется посмотреть вновь. И вглядеться…

Борис Волков, Фонд Вукобрата

www.museum.ru/N18024
Ваше мнение »»

»»Центральный Дом художника (ЦДХ)
Адрес:город Москва, Крымский вал, 10


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.11.2019  x    ?  


"Сломишь, но не согнешь": Врангели на службе России

Александр Тышлер. Театр в станковых картинах

Выставка «Шагал: между небом и землей» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

А.И. Вахрамеев. Живопись и графика

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Метафора, метафизика, метаморфоза

Выставка гравюр старых мастеров в Музее архитектуры

К 80-летию со дня начала Советско-финляндской войны. Выставка "Милосердие Зимней войны"

Выставка «Петербург в фотографии XIX века»

Золотое наследие Казахстана - выставка в Российском этнографическом музее

Выставка «Тверские жития» в Пушкинском Доме

Свет знания: памяти академика Ф.И. Щербатского (1866–1942)

«Осетинские этюды»

Евгений Добровинский: достать чернил и плакат

Выставка китайского фотографа Ву Гоюна «Мест нет»

«Томас Гейнсборо»: главные произведения из собраний Великобритании

Выставка "Знакомый и незнакомый И.А Крылов" в музее Н.Г.Чернышевского, г.Саратов

Санкт-Петербург – Сарапул: новые горизонты сотрудничества в музейной сфере

Выставка шедевров Русского музея открылась в Петрозаводске

Александр Мясоедов. Карнавал в Риме

Выставка Александра Кондурова "Окно в мир"

Морские сокровища слепого коллекционера

Выставка «Ученый. Исследователь. Коллекционер» в Музее истории религии

Александр Каштанов “Сказ о Карелии”

Выставка "К столу!" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Mademoiselle Z. Егор Начинкин. Фотография

Выставка "Дягилев. P.S. 10 лет спустя"

Геннадий Правдин "На земле чудотворцев"

Выставка гобеленов Андрея Кудряшова "От Средневековья до Авангарда"

Лоранс Женкель. Dolce Vita

Выставка «В.А. Пыпина: "Если рушится все, нужно жить духовными ценностями"»

Сандро Боттичелли. “Мадонна делла Лоджиа”. Из галерей Уффици, Флоренция

Фамильное наследие: семейство Шехтель. Встреча с архитектором Федором Ращевским


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru