18 марта в Московском государственном музее "Дом Бурганова" открывается выставка скульптуры "Мармаро", автором которой является известный московский скульптор Анатолий Смоленков.
МАРМАРО означает МРАМОР, но по сути это не просто словарный перевод. Именно этим греческим словом на Руси наделяли красивейшие скульптуры из белоснежного мрамора, стремясь подчеркнуть их тождество с идеалами античности.
Великие традиции мраморной скульптуры сегодня почти утрачены. Поэтому уникальные произведения искусства из этого материала особенно привлекают внимание. Впервые в Москве зрителям будет представлено целое собрание мраморных статуй, композиций, портретов.
Творчество Анатолия Смоленкова отличает поразительная цельность. Кажется, что все его статуи объединены особым миром гармонии. Торжественность и поэтичность вечных тем подчеркнуты одухотворенностью образов. Скульптор равнодушно прошел мимо тех эстетических ценностей современности, которые сделали фарс - пафосом, и развенчание ценностей культуры - главным критерием произведений искусства. Среди пошатнувшихся гипсовых и картонных стен современных зданий, пронизанных насмешками китча и сонной мистификацией салона, его мраморные статуи, как мощные опоры удерживают кровлю храма Искусства.
Открытие состоится 18 марта 2004 г. в 18 часов.
МАРМАРО означает МРАМОР. Но, по сути, это не просто словарный перевод. Именно этим греческим словом на Руси наделяли красивейшие скульптуры из белоснежного камня, стремясь подчеркнуть их тождество с идеалами античного искусства. В мармаровых статуях видели нечто большее, чем художественный образ. Эхом, отражаясь от мраморных статуй Парфенона, порталов Рима и мостовых Каррары, слово МАРМАРО стало образным символом воспарения над временем и пространством.
В маленьком московском дворике летом трава едва пробивается сквозь плотный, искрящийся как снег, слой мраморной крошки. Скульптор Анатолий Смоленков, высекая из ослепительных белых блоков мармаровые статуи, ведет свой диалог с вечностью.
Среди современных авторов редко встретишь такую привязанность к одному материалу. Поэтому человек, посвятивший себя столь трудоемкому процессу, каким является ваяние из камня, сразу привлекает внимание. В этом стремлении властвовать над мрамором нет подражания классикам, желания уловить их манеру, повторить образ. Но с античными ваятелями Анатолия Смоленкова роднит особое проникновенное чувство к материалу.
Вечный материал повлиял на выбор темы. Легендарные и мифологические персонажи отрешенно смотрят на театр сегодняшнего дня. Самоуглубленный царь Давид, бесстрастная Саломея, застывшая совершенно прямо, без намека на движение, бесхитростная Ева сразу делают очевидным парадоксальное смещение времени. Для нас его продолжительность измерима, для мраморных статуй потока времени нет. Даже создавая портреты наших современников в мраморе, скульптор, отбрасывая случайные жесты и мимолетную мимику, уподобляет их античным богам и героям.
Анатолий Смоленков виртуозно решает композицию, столь специфичную для каменных блоков. Умело соединяя фрагменты, он создает большие пространственные композиции и разрушает традиционную статику камня. Именно этот, удачно найденный прием, обусловил порывистое летящее движение "Амазонки", динамичный разворот "Героя". Мастер самобытен и в трактовке формы и в интерпретации образов. Стиль скульптора узнается сразу. Его произведения отличают ясная монументальность формы и проникновенная лиричность образов, умение разнообразно варьировать личную тему и оперировать выработанными веками основополагающими категориями скульптуры - архитектоникой, пластикой, выразительностью большой формы. В этом - черты большого мастерства.
Творчество Анатолия Смоленкова отличает поразительная цельность. Кажется, что все его марморовые статуи объединены особым миром гармонии. Торжественность и поэтичность вечных тем подчеркнуты одухотворенностью образов. Скульптор равнодушно прошел мимо тех эстетических ценностей современности, которые сделали фарс - пафосом, и развенчание ценностей культуры - главным критерием произведений искусства. Среди пошатнувшихся гипсовых и картонных стен современных зданий, пронизанных насмешками китча и сонной мистификацией салона, его мармаровые статуи, как мощные опоры удерживают кровлю храма Искусства.
Два столетия назад волей императора в Россию на кораблях перевезли часть Италии - мармаровые статуи и, завернутые в шубы, цветущие апельсиновые деревья. Так начинался наш, укрытый длинными зимними ночами, месяцами, засыпанный снегом, Летний сад. Деревья так и не пережили холодов, наводнение разрушило систему фонтанов, и только мармаровые статуи, по колено утопая в сугробах, перешли порог времени.