НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Немецкая фотография в ХХ веке

c 9 марта по 15 апреля 2004Москва
Музей «Московский Дом фотографии»/ Мультимедийный комплекс актуальных искусств
С 9 марта по 15 апреля 2004 г. Московский Дом фотографии приглашает на выставку немецкой фотографии в XX в. "О телах и других вещах".

В рамках программы "Российско-Германских культурных встреч 2003/2004" в Московском Доме фотографии 9 марта 2004 г. в 18.00 час. состоится открытие выставки "О телах и других вещах. Немецкая фотография в ХХ веке". Выставка, подготовленная кураторами Клаусом Хоннеф и Габриэле Хоннеф-Харлинг, представляет 300 работ 56 фотографов, отражающих развитие немецкой фотографии от "Новой вещественности" до "постановочной фотографии".

Во времена общественных переломов и кризисов с новой остротой встают вопросы о смысле жизни. Вновь начинается поиск статуса и места конкретного человеческого "я" в его социальном и культурном контексте. Откуда мы пришли? Кто мы? Такие вопросы вытесняют, как правило, экскурсы в глубины психики или тщеславные самокопания индивидуума, преобладающие на более спокойных этапах истории, возвращая в поле зрения историческую и культурную перспективу. Ни одно из визуальных искусств не способно с такой наглядностью высветить вновь возникающие вопросы общественного существования, как фотография. Не случайно фотографией все больше интересуются молодые люди, выросшие перед телевизором, этим медиумом рассеянного восприятия. Фотографические изображения требуют концентрации внимания, к ним всегда можно вернуться, чтобы проверить впечатление. Лишь тот, кто знает прошлое, имеет будущее. Это утверждение никогда не было столь справедливым, как в нынешнем мире диффузных средств коммуникации.

Дважды в течение ХХ века немецкая фотография играла выдающуюся роль в истории фотоискусства: по окончании первой мировой войны и после молодежных бунтов против устоявшихся общественных порядков, произошедших в Европе и США в 60-е и 70-е годы. Эти творческие импульсы характеризуют такие понятия, как "Neue Sachlichkeit" ("новая вещественность") и "Neues Sehen" ("новое зрение"), а также "Kunst mit Fotografie" ("искусство посредством фотографии"). В обоих случаях в центре внимания фотографов и художников находилась эстетическая сторона фотографии, они открыли фотографию как полноправное средство художественного выражения, обладающее собственной эстетикой.

До эпохи национал-социализма Берлин был Меккой фотоавангарда, его двигателем и плацдармом одновременно. Продвинутые художники из России и Венгрии нашли здесь живой отклик у публики. После того как нацистскому террору был положен конец, несколько городов в западной части Германии, такие как Эссен, Кёльн и Дюссельдорф, унаследовали "фотографическое лидерство" Берлина.

Третья версия большого цикла выставок на тему "Немецкая фотография" посвящена - в отличие от предыдущих выставок в Бонне и Эрфурте - прежде всего художественному и социо-культурному измерению этого технического медиума. В ней нашли свое выражение сложные взаимосвязи с искусством авангарда, а также сопровождавшие его коренные перемены в наглядном изображении действительности. В то же время фотография дала масштаб, позволяющий судить о перспективности любой формы изображения. Особая концепция тела явилась своего рода объединяющим моментом для фотографии рассматриваемого периода - от так называемой "машинной эстетики", связанной с понятием "холодной персоны" периода Веймарской республики, через "героизацию" и "гипостазирование" физической силы в эпоху нацизма до "плюрализации" и "фрагментаризации" человеческих тел во второй половине века, сочетающихся со стремлением к новому определению телесной идентичности в фотографических изображениях другого человека и самого себя. Фоном для демонстрации телесного аспекта в фотографии является архитектурная среда модерна.

В исторической части выставки представлены работы самых в этом плане значимых и известных фотохудожников. Август Зандер, Альберт Ренгер-Патч, родившийся в Венгрии Ласло Мохой-Надь, Карл Блоссфельд, Вернер Мантц, Рауль Хаусманн, а также Хайнц Хайек-Хальке. Последний из перечисленных фотографов как бы перекидывает мост между культурами Веймарской и Боннской республик. Вместе с Петером Кеетманом он представляет, в частности, тенденцию "субъективной фотографии". Арно Янсен - самый значительный фотограф, который продолжил эту тенденцию вплоть до нынешнего времени, соединив ее с сюрреализмом. Важнейшие эстетические импульсы "новой вещественности" и "нового зрения" отразились в фотоработах Хиллы и Бернда Бехер, а также Флорис М. Нойзюс. Такие ученики Бехеров как Андреас Гурски и Кандида Хёфер представляют самое известное течение современной немецкой фотографии. Яркие школы создали также Нойзюс и Янсен.

Существенные эстетические новшества появились в 70-е годы. Юрген Клауке, супруги Бернхард Йоханнес и Анна Блюмэ, а также Катарина Зивердинг заметно расширили художественную палитру фотографии. В более или менее тесном контакте с искусством авангарда такие фотохудожники как Ф.К. Гундлах, Томас Флоршутц, Вольфганг Тильманс и в первую очередь Габриеле и Гельмут Нотхельфер создали самостоятельные концепции изображения тела, как в тесной связи со стремительным развитием модной фотографии, так и становясь в сознательную оппозицию к ней.

Уже перечень участников свидетельствует о том, что выставка разворачивает спектр немецкой фотографии между двумя полюсами: "тело и архитектура". Запоминающиеся работы позволяют проследить разнообразные взаимосвязи между людьми и окружающим миром на протяжении всего прошлого столетия, где архитектура играет амбивалентную роль. С одной стороны, современные строения приобретают определенную объективную самодостаточность, порой враждебную человеку, а с другой стороны архитектура выполняет защитную функцию, становясь как бы утолщенной кожей и одеждой, оболочкой человека. В то же время в фотографиях течения "новой вещественности" отражается обособление мира вещей - как предметов органической натуры, так объектов промышленного происхождения, так что в результате мир человеческого тела сталкивается с новыми вызовами.

Основной массив выставки составляет современная фотография. Она демонстрирует весь спектр возможностей фотоискусства: от преимущественно живописного подхода с использованием ремесленных приемов (Анке Эрленхофф) до "новой искусственности" с применением цифровой техники (Андреас Гурски), от подчеркнуто постановочных работ (Олаф Мартенс) до "лапидарной случайности" изображения (Даниэль Йозефсон).

Сквозь всю выставку проходит тема времени. О временности существования тел говорят фотоработы Дитера Аппельта и "образы времени" Михаэля Рютца, подспудно это тема присутствует и во многих других работах. Взгляд на тело как на нечто преходящее вступает в резкий контраст с героическими, как бы безвременными образами фотографов 30-х годов, таких как Херберт Лист, Лени Рифеншталь и Макс Элерт. В то время как Лист и Рифеншталь воспевают классические формы индивидуального тела, Элерт представляет тело человека как элемент воинственной колонны, как орнамент массы, которая чуть позже захлестнет соседние государства.

Наконец, в выставке "О телах и других вещах - Немецкая фотография в ХХ веке" отразились все грани современной авторской фотографии.

Кураторы: Клаус Хоннеф, Габриэле Хоннеф-Харлинг.

www.museum.ru/N17093
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.08.2024  x    ?  


«Ночь кино» в Музее кино на ВДНХ

Раиса Флоренская. Живопись, графика из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных собраний

«Ночь кино 2024» в Псковском музее

Акции «Рисуем вместе» и «Ночь кино» в Пушкинском музее

«Ночь кино» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

Выставка "Синтез искусств в дизайне" в Ростовском областном музее изобразительных искусств

"Ночь кино" в Русском музее: новые технологии, секреты реставрации и история творческой династии Маковских

Семейный фестиваль "Открытый урок" в Летнем саду

«Княжество Рязанское» в Зарайске

Всероссийская акция «Ночь кино» в Музее Победы и его филиалах

Алексей Никанорович Комаров. Серия картин о собаках

Шестой международный фестиваль светового и медиаискусства "Ночь света" в Гатчине

Города Георгия Гольца

Взгляд в калейдоскоп. Павел Абрамичев. Галина Додонова

Фестиваль семейного творчества «Пушкинский Петербург» на выставке песчаных скульптур

«Барсучий воин». Таксы в истории, произведениях искусства и наших сердцах

Протоархив. Мутации. Сидур 1924/2024

Выставка "Гоголь. Точки соприкосновения" в Музее-квартире И.И. Бродского

Блокадный дневник архитектора Якова Рубанчика

Выставка «морозного кружева» из Вологды в Музейном центре «Палаты»

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Выставка "Шамбала XXI века" к 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха

Бесплотность. Памяти Анатолия Кулакова

Выставка «"…если будет война…". Лермонтов: судьба поэта-воина»

XV Международный экологический фестиваль искусств "КронФест" в Кронштадте

Выставка ''Москва 2024'' в Галерее живописного искусства

Презентация тактильной книги «Каспар Давид Фридрих. “Исполиновы горы”» в ГМИИ имени А.С. Пушкина

Sandbox (песочница) – совместный проект А. С. и Кати Ю в Московском музее современного искусства

Автовыходные в Архангельском

Выставка скульптуры Елены Пасхиной «Сквозь время» в Российской академии художеств

Юбилейный исторический праздник «Воевода Шуйский» в Пскове

Выставка «Свет Хий Морин» в Художественном музее им Ц.С. Сампилова

10 лет интерактивному центру «Познай себя – познай мир» в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru