С 25 марта по 16 апреля 2004 г. Государственный центр современного искусства представляет выставочный проект "Шизорама", который проходит в рамках дней русско-немецкой культурыљ (2003/2004).
Проект "Шизорама" отражает многомерность феномена молодежной культуры. Основное внимание сосредоточено на проблеме деконструкции медийных и экономических стратегий, представляющих и утверждающих молодежную культуру как часть массового рынка. Различные стили жизни и субкультуры тщательно исследуются и адаптируются с учетом их происхождения и с целью создания ощущения общности и индивидуальности для потребителя, используя стремления молодежи к аутентичности. Кроме того, понятия человеческого общения, публичной жизни и индивидуальности формулируются по новому с учетом технологии медиализации и коммуникации. Внутри молодежной культуры медиализация, массовое производство, а также љЛого- и поп-культура с их структурами, рассчитанными на определенные социальные группы, и модели, влияющие на сознание, -- все это ведет к расширению территории иллюзии и виртуальности в мире. Построение иллюзорных миров, игнорирующих чувственный опыт, является широко распространенным феноменом, который проявляется, в частности, в сериалах и реалити-шоуљ таких как "Большой брат"("Big brother") и "Семейка Осборнов" ("Osborns"), в ток-шоу и чатах, которые переносят личный опыт в пространство виртуальной группы, меняя его статус. Новые формы коммуникации, такие как электронная почта и СМС, позволяют поддерживать контакты и получать опыт без физического присутствия.
Выставка демонстрирует работы художников, живущих в Берлине, которые представляют "полевые" исследования описанного выше явления, и адресована молодежной аудитории.
В шестичастной серии постеров "Я здесь, и ты здесь" датская художница Лиза Харлев обращается к обещаниям и призывам телевизионной рекламы. Она объединяет несколько логотипов на тему мобильности и коммуникации, задаваясь вопросом о том, как они влияют на чувство принадлежности к определенному месту. Очень гибко и иронично художница показывает, как современные технологии внедряются в стиль жизни человека во имя прибыли и рынка.
Микаела Швайгер исследует возможности трансформации городского пространства. Панорама города, представленная коллажем, служит фоном для трех анимационных фильмов. Каждый из этих анимационных видеорядов рассказывает свою историю, используя диалоги из чатов на тему отношений между общественным и личным пространством в виртуальных сообществах. Работы напоминают идеализированный образ будущих городов, которые были характерны для аниматоров компании Уолта Диснея в 60-х годах.
Флориан Зейфанг инсталлирует некую среду посредством цитирования и деконструкции различных специализированных пространств и систем представления.
Шон Снайдер также анализирует сложные системы городских пространств, публичных мест и их отображение в СМИ. Художник показывает серию фотографий сети ресторанов "Макдоналдс" в различных точках мира, акцентируя идею, что стратегии транснациональных корпораций проникают через географические и культурные границы.
Шахрам Энтехаби исследует этот же аспект в своей работе "Happy Meal" (2004), в которой мы видим девочку в хиджабе, поедающую предлагаемый Макдоналдсом детский обед. Видео сопровождается исламской популярной детской музыкой, возносящей хвалу Аллаху. Здесь противопоставляются две взаимоисключающие концепции детства: западная идея детства с ее потребительским прагматизмом и восточная идея детства с обещанием спасения. Кроме того, в проекте появляются аллюзии на особую культуру стран третьего мира.
Испанская художница Мариса Маза осмысляет проблемы культурной идентификации молодых женщин-эмигранток в Берлине. Она представляет серию фотографий берлинских подростков, в основном девочек турецкого происхождения. Работа Марисы Маза поднимает вопрос о культурных и гендерных составляющих человеческой личности.
Южноафриканский художник Робин Роде рассматривает такие субкультурные явления как граффити и уличное искусство, а также феномен молодежных групп нового поколения (например, скейтбордистов),љ критически противопоставляя их брэнд-стратегиям и представлениям в СМИ. В своих акциях он использует рисунки мелом или углем на архитектурных поверхностях: на стенах, фасадах и т.д. Например, в произведении "He Got Game" ("Идет игра") (2001) Роде взаимодействует с нарисованным баскетбольным полем, на котором он играет, одетый в бязательную спортивную одежду Nike.
Анатолий Журавлев иронично исследует необъяснимые параллели медийных миров. Он демонстрирует мобильный телефон, сделанный из небольших цветных резиновых шариков (так называемых "флумис"), в которые вмонтированы миниатюрные портретыљ известных людей, сфотографированных прямо с телеэкрана, и таким образом отделенных от своего нарративного контекста. Несмотря на крошечный размер фотографий, Джек Николсон в "Сиянии", Карлтон Хестон в "Бен Гуре" и др. отчетливо различаются на картинках размером с конфетти.
Видеофильм "The Oral Thing" ("Оральная вещь") (2001) Бьорна Мельхуса - это короткий рассказ, посвященный интимным признаниям в дневных ток-шоу. Смешивая жанры телевизионной проповеди, мюзикла и телеигры, ведущий опрашивает двух кандидатов с изувеченными телами, заставляя их признаваться в насилии, кровосмесительстве и занятии сексом; фоном для признаний служат морализаторские комментарии студийной аудитории.
Инсталляция Катрин Лок соединяет образы ТВ-клипов, документальных фильмов и рекламы оружия. Центральная тема ее работы - взаимоотношения этих образов и поп-культуры (Хипхоп и Регги). Художница проявляет особый интерес к изучению социальной среды. Она исследует маркетинговые стратегии и имиджмейкинг для настоящих и будущих культовых фигур музыкальной индустрии (например, љЕминема или Бужу Бантона).
Инсталляция Яна Рольфа и Маверика "Сладкие мечты сделаны из… / Генераторжанров" обыгрывает такие противоположные явления как индивидуализация и образование общности в поп-культуре. Так называемый "Генераторжанров" производит ежедневное изменение существующих кодов, используемых для описания музыкальных жанров, и таким образом внедряет все новые различия и виды, доходя до полного абсурда.
В своей видеоработе "Hey Produktion" Джудит Хопф противопоставляет понятия общности и социальной интерактивности с современными явлениями социальной жизни ("гибкий" рабочий график, работа в команде и self-management). Первая часть видео демонстирует художницу в парке, греющуюся на солнце и наблюдающую за животными. Во второй части доминирует песня "Hey Produktion", которую художница сочинила вместе с Йеско Фезером. Джудит исполняет странный танец с "парящими продюсерами" на зеленой лужайке.