НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Фотоэстафета: от Родченко до наших дней

c 24 февраля по 24 марта 2004Москва
Музей «Московский Дом фотографии»/ Мультимедийный комплекс актуальных искусств
Правительство Москвы, Комитет по культуре Москвы, Московский дом фотографии, Фонд Юрия Рыбчинского и Эдуарда Гладкова, "Музей фотографических коллекций" имеют честь пригласить Вас на выставку, посвященную 10-летию Фонда "Фотоэстафета. От Родченко до наших дней": Страницы истории советской и постсоветской отечественной фотографии. Выставка организована при участии Союза фотохудожников России.

"Фотоэстафета: от Родченко до наших дней" - это часть собрания "Музея фотографических коллекций". Выставка представляет коллекцию советской и русской фотографии, собранную в период с 1993 по 2003 год фотографами Юрием Рыбчинским и Эдуардом Гладковым.

Собрание "Музея фотографических коллекций" сформировалось в момент наибольшего интереса к неофициальной фотографии 1970-х и 1980-х годов. В годы Перестройки заново переосмысливалась, публиковалась и составлялась фотографическая история СССР. И ее начальной точкой стали 1920-е годы, которые Рыбчинский и Гладков определили для себя как "время Родченко". Время, когда началась новая фотография. Так возникло название этого проекта "Фотоэстафета. От Родченко и до наших дней".

Основная идея - показать преемственность и непрерывность развития фотоискусства, несмотря на политические и исторические преграды, показать развитие фотографии как вида творчества с множеством ответвлений и жанров, показать развитие фотографического видения и слияние фотографии с современным искусством.

Фоторепортаж - один из центральных жанров в коллекции, поскольку ее авторы - профессиональные фоторепортеры. Журнал "Советский Союз" (где работал Ю.Рыбчинский) был наследником легендарного "СССР на стройке". Главным художником журнала был Александр Житомирский, известный график, мастер фотомонтажа, последователь Джона Хартфильда и Родченко. И те, кто составляли цвет репортерского корпуса "СССР на стройке" - Г.Зельма, М.Марков-Гринберг, В.Руйкович, Е.Халдей, Я.Халип - продолжали работать и здесь. А через них - была возможность узнать и других авторов. Живой этап этой эстафеты.

Собирателей привлекали яркие мастера 1960-х годов, работавшие на советскую журналистику и выделявшиеся своим свободным взглядом и авторским почерком: В.Ахломов, Л.Бергольцев, В.Генде-Роте, Г.Копосов, В.Тарасевич.Силу и неповторимость коллекции составили "инаковидящие", те, кто изредка публиковался в 1960-е и 1970-е годы и снимал, как правило, для себя, в стол: С.Гитман, В.Куприянов, А.Лапин, Б.Михайлов, Б.Савельев, В.Семин, А.Слюсарев. Рыбчинский и Гладков принадлежат к этому поколению.

Коллекция создавалась в разгар Перестройки. До Москвы доходили самые яркие представители фотографических регионов. Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола, Харьков, Минск: Ф.Губаев, Ляля Кузнецова, М.Ладейщиков, С.Осьмачкин и другие. Отдельную группу составили фотографы Прибалтики, а также фотографы "новой волны" 1990-х годов: С.Борисов, В.Ефимов, С.Леоньтьев, И.Мухин, И.Пиганов, А.Шульгин. Когда к этой коллекции в 1997 году стали добавляться мастера 1920-х годов - А.Родченко, Б.Игнатович, А.Шайхет, ее уже стало можно считать наброском истории русской фотографии, в которой достижения, мастерство, качество, наполненность смыслом передавались как эстафета "От Родченко до наших дней".

На пути этой эстафеты было семь остановок, семь выставок. На прошедших семи выставках каждый раз доминировали те или иные качества. Одна из первых выставок - "Русская динамика" 1994 года - выявила актуальный политический аспект фотографии, она показывала персонажей Перестройки. Ретроспектива "Фотоэстафеты" 1997 года была посвящена непрерывности развития фотографии во всех ее жанрах почти за весь 20 век. "Поэзия и фотография" в 1998 году подчеркнула близость образного языка и эмоционального воздействия поэзии и фотографии. Выставка под названием "Кич и искусство фотографии. Пограничные ситуации" - показала насколько подвижна и условна граница между массовой культурой и ее отображением, пародированием в фотографии. Ретроспективность соседствовала с попытками представить особенности современного фотоискусства.

И поэтому нынешнюю выставку можно представить как набросок истории фотографии от модернизма к пост-модернизму, или от авангарда до авангарда. Подобные выставки позволяют увидеть в развитии фотографии движение и смену стилей.

Фотография военных лет 1941-1945 - это как камертон истинности и честности запечатленной жизни. "Соцреализм" в фотографии отличает политический и литературный подтекст, преобладание общих планов, назидательность. Яркий пример такого типа - снимки В.Хухлаева, сотрудника фотохроники ТАСС 1950-х годов. Одновременно в 1930-е, 1950-е годы и позже существовал и развивался "пикториальный" стиль, живописная фотография. Ее отличает многозначность, размытость, неопределенность образа, столь желанная в пейзаже, портрете или натюрморте. Период конца 1950-х и 1960-х годов, то, что в структуре фотоколлекции обозначено как "хрущевская оттепель", имел вполне отчетливый романтический оттенок, освоение приемов съемки жизни врасплох.

На фоне документальной, событийной фотографии 1970-х и 1980-х годов выделяется своей внутренней напряженностью субъективная, иногда эмоционально острая или наоборот, медитативная фотография: натюрморты, городские фрагменты. В работах художников-концептуалистов фотография становится средством документации всевозможных акций, а также объектом проектирования. Создается особое пространство для съемки. И рождается нарочито стерильный, предельно-простой, фронтальный "супрематический" кадр, как в работах Ф.Инфанте. В других случаях фотосерия выглядит как стоп-кадры из фильма: И.Макаревич с его метаморфозами автопортрета. В третьих - присутствует режиссура и подчеркнутая театрализация - С.Борисов.

"Музей фотографических коллекций" появился 10 лет назад не только для сохранения фотографий как произведений, но и ради содействия тому, чтобы не прекращались перемены в фотоискусстве, чтобы каждое новое имя что-то добавляло. Чтобы каждый новый снимок отличался от "срединного", базового уровня обычной, банальной, общепринятой фотографии. Точка в конце фотоэстафеты еще не поставлена… (Александр Лаврентьев)

www.museum.ru/N16911
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 07.11.2024  x    ?  


В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина завершена реэкспозиция залов искусства старых мастеров

«Город пышный, город бедный…». По Петербургу с Пушкиным и Достоевским

Выставка «Кресты Рогожской слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации» в Музее им. Андрея Рублева

Дмитрий Иконников. Место, где мне всегда хорошо

Выставка «Кукрыниксы» в Московском Манеже

Станиславский: в поисках «синей птицы» - выставка Бахрушинского музея в Софии

Выставка «Непотопляемый» в особняке Румянцева

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Выставка «Первый из первых. Николай Литвинов» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Эдуард Мхоян. В гостях у Минотавра

Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица – из XIX в XXI век

Выставка «Русь литературная» в Московском Манеже

XLIII Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Торжество природы

Хранить вечно – новый выставочный комплекс в Псковском музее

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Выставка «Русские и сето. Одна земля, общая история»

К 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка из частных собраний Москвы и С.-Петербурга

Музей транспорта Москвы на ВДНХ приглашает на выставку "Ты выглядишь на все 100!"

Выставка "Образы Африки. Коллекция Казанского университета" в Музее Востока

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Выставка «Фотопоэзия души Донского края»

Гегам Погосян. "Первая выставка" (живопись, графика)

Выставка «Письма твои получая...»

Алиса Лю «О наивной хрупкости»

Концерт XI Международного музыкального «Коган-фестиваля» В Угличском музее

Натюрморт. Пейзаж. Посвящение Анатолию Никольскому

Аннушка Броше. Пандора. Распаковка


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru