Фотогалерея им. Братьев Люмьер представляет фото-проект "Девушка его мечты…", который пройдет с 26 февраля по 27 марта.
В преддверии Женского дня Фотогалерея "имени братьев Люмьер" решила воскресить традиции недалекого советского прошлого и устроить тематическую выставку под названием "Девушка его мечты…", приурочив ее к весеннему празднику.
Проект изначально апеллирует к пассеистической эмоции: это проявляется и в приурочении выставки к празднику, и в подборе визуального ряда. Кураторы галереи попытались представить вниманию современного зрителя собирательный образ советской женщины 20 - 50-х годов прошлого века. Образ получился милым и довольно фантазийным. Однако "фантазийность" выставки не убивает ее "историчности": из фоторабот А. Родченко, А. Гринберга, Б. Игнатовича, Э. Евзерихина, Я. Халипа, М. Трахмана складывается интересная композиция с динамично развивающимся сюжетом.
Итак, кто Она, девушка мечты мужчины первой половины 20 века? Эстет Гринберг видит ее в поражающей пластичностью своего тела дункановской "босоножке" или в роковой актрисе. Героиня Гринберга - женщина, вобравшая в себя дух сумеречной эпохи серебряного века и свободу высказывания авангарда.
Изюминкой проекта стала фоторабота Родченко "Девушка с "Лейкой" (1933 год). Художник-конструктивист видит свою современницу самостоятельной, активной, но в то же время утонченной особой.
А какова советская женщина середины 1930-х годов? Крепкая физкультурница с фотографий Игнатовича и Евзерихина ("Участники парада физкультурников на Красной площади", "Физкультпарад"); увязшая в повседневности провинциалка Шокина ("Удачная покупка", "Игра в "Серсо"); надежда советского "завтра" образцово-показательная школьница того же Евзерихина ("Девочки", "Ученики образцовой школы")? Несмотря на то, что в 30-е годы пропагандировался определенный социальный образ, фотографы оставили нам свидетельство того, что облик реальной женщины, хоть и существующий в рамках социальной заданности, все же был далеко неоднозначен.
Конец 30-х - начало 40-х годов изменил даже официальное представление о женщине: из физкультурницы и труженицы она превращается в готового постоять за свое отечество воина ("Москва" и "Москва предвоенная" Э. Евзерихина).
В облике женщины послевоенного времени, сохраненном для нас фотографами, чувствуется меньше социального пафоса: советская женщина 40-х - это мать или жена, пережившая войну, и занятая в настоящем строительством не абстрактного светлого будущего, а реальной среды обитания.
Итак, Фотогалерея "имени Братьев Люмьер" предоставляет зрителю уникальную возможность окунуться в атмосферу недавнего, но уже такого далекого прошлого, и пофантазировать на тему того, какой могла бы быть в 20-е или 50-е годы мать или бабушка каждого.