C 12 февраля в рамках фестиваля "Эволюция интерьера" в Российском Этнографическом музее открыта выставка "Огонь и свет".
Три вдовы, три старые девы, три беременные женщины и три девицы способны ввергнуть мир в состояние хаоса, чтобы сотворить его заново. И это лучший способ справиться с несчастьем.
Выставленные предметы - воплощение неразрывной связи между светом и сотворением мира в представлениях многих народов.
Более 300 осветительных приборов, бытовавших на Русском севере, в Сибири, на Кавказе, Средней Азии и Дальнем Востоке дадут представление не только о разнообразии фонарей, подсвечников, светцов, ламп, но и о мировоззрении разных народов, о том, как огонь и свет участвуют в разрешении кризиса, наступающего, когда нарушается граница между "той" и "этой" реальностями - миром сегодняшним и миром предков.
Встречая болезни и смерть, люди с помощью ритуалов "набело" творят новый, совершенный мир, для чего воспроизводят ситуацию хаоса, который когда-то предшествовал рождению мира. По словам заведующего Русским отделом Российского этнографического музея Дмитрия Баранова, в русских деревнях до сих пор практикуется впечатляющий обряд, призванный остановить мор скота и напрямую связанный с ритуалом воссоздания мира.
В пострадавшей деревне гасятся все огни. Двенадцать женщин - три вдовы, три старые девы, три беременные женщины и три девицы - сняв верхнюю одежду и распустив волосы, впрягаются в плуг и вспахивают борозду вокруг селения. В руках у них ножи, сковороды, кочерги, топоры. Так символически воссоздается хаос. Женщины кричат, бранятся - и "убивают" первого, кто попадется им на пути, потому что "коровья смерть" может принять любое обличье. Тем самым они побеждают старый и больной мир. Правда, остальные селяне знают об особенностях этого ритуала и на улицу не выходят. После того, как деревня окажется внутри магического круга, мужчины с помощью огнива или с помощью трения заново добудут "живой" - сакральный - огонь, от которого снова будут зажжены очаги в домах, свечи и лучины.
Новый мир нуждается в защите от потусторонних сил, и именно светильники становились оберегами, "очеловечивались" с помощью орнамента. Рукотворный узор являлся для нечисти знаком того, что территория находится "под контролем" человека. Чем сложнее была работа, тем большими возможностями обладал оберег. До сих пор австралийские аборигены считают, что бумеранг без орнамента не полетит, а пастух в русских колхозах почти всегда умеет договориться с лешим - и первобытная дикость здесь ни при чем.