С.АРТ (галерея Петра Войса) приглашает 12 февраля в 18 часов на открытие выставки Витаса Стасюнаса "Горбачев".
Среди русских критиков поп-арт не популярен. Лишь недавно и слишком поздно, мы увидели выставки Турецкого и Рогинского, художественный опыт которых в области поп-арта явно недооценен. Соц-арт, как отечественная разновидность поп-арта, редко присутствует в нашем художественном пространстве. В России, последнее десятилетие преобладали вербальные формы искусства, которые получили поддержку со стороны художественной критики, для которой, в свою очередь, художественная форма принимается в наибольшей степени в идеологии андеграунда..
Возможно, на Западе непрерывное освоение и развитие наследия поп-арта, которое связано, например, с именами Джефа Кунса и Метью Барни, объясняется стратегией рынка, который нуждается в ярких визуальных формах предлагаемых объектов..
Тем не менее, в случае с Витасом Стасюнасом, мы имеем довольно редкий случай русского варианта развития тенденций поп-арта. Отмеченные оригинальностью и яркой индивидуальностью работы конца 80-х - начала 90-х годов (времени Михаила Горбачева), представленные на выставке, странным образом в свое время не были замечены критикой.
На выставке представлены два цикла работ В.Стасюнаса, которые условно можно назвать "солдатским" и "народным".
Также как и у М.Ларионова, которого здесь уместно вспомнить, в "солдатском" цикле изображение адекватно сюжету, если сюжетом называть легко опознаваемые ситуации, возникающие при визуальном восприятии композиций, составленных из элементов армейской атрибутики. При этом следует отметить несомненную точность и прямое воздействие на зрителя художественного образа, выраженного эстетически четко и лаконично. За шеренгами и хаотическими толпами погон и пуговиц легко прочитываются бытовые стереотипы и массовые представления, зачастую почерпнутые из собственной практики и составляющие весьма весомый элемент в социальной жизни общества.
Ряд работ "солдатского" цикла своими достоинствами пластического геометризма позволяет рассматривать их как абстрактные произведения с внедрением элементов "рэди-мэйда". Художник поп- арта всегда внедряется в социальное коллективное поле, заимствуя в нем те вещи, на базе которых он выстраивает свой индивидуальный опыт. Умение автора вывести этот опыт за некую трансцендентную черту и создает произведение искусства, будь то "Кэмбэлл-суп" Уорхола или "Генерал" Стасюнаса.
Более поздний цикл - "народный", приводит в столкновение и согласие рабочие инструменты трудового народа с получившими мировое признание эстетическими достижениями народных промыслов: вологодскими кружевами, гжельской росписью и пр. И здесь художник верен тому же творческому принципу прямого воздействия на воспринимающего. Столкновение грубой основы с "красивой" поверхностью рождает до боли знакомые ассоциации с родными поп-реалиями отечественной жизни, что и в "солдатском" цикле.
Если к поп-арту применимы такие понятия, как психологизм и лиричность то они в первую очередь относятся к работам Стасюнаса. Этой же чертой были отмечены ранние работы Джаспера Джонса, весьма отличные от других творцов поп-арта - холодных и анонимных
Выставка продлится до 7 марта 2003 года.