Четыре уникальных экспоната, переданные семь лет назад московским реставраторам, вернулись домой, в стены Смоленского государственного музея-заповедника.
В 1996 году более двадцати предметов, в основном из коллекции историко-этнографического музея княгини М.К.Тенишевой, были отправлены в "Межобластное научно-реставрационное художественное управление" Министерства культуры РФ. Его мастера возвращали к жизни памятники в Ростове, Пскове, Новгороде, работали над иконостасом храма Христа Спасителя в Москве. Благодаря работе, проведенной реставраторами, в Смоленский музей-заповедник возвращена икона "София Премудрость Божия". Икона была покрыта слоями записей, имела многочисленные утраты живописного слоя на полях. Реставраторы удалили потемневшую олифу, позднейшие записи, и сейчас икона покоряет удивительной многокрасочностью, тонким, миниатюрным письмом. После раскрытия красочного слоя уточнена дата - икона датируется второй половиной XVI века. В процессе реставрации с иконы снята шелковая сорочка (тыльная сторона икон покрывалась сорочкой, чтобы сохранить доску). Драгоценный шелк также отреставрирован и будет экспонироваться отдельно.
Большой интерес представляет запрестольный двусторонний крест Новгородского письма, датируемый в каталоге музея М.К.ТенишевойXVII веком. С одной стороны креста изображена сцена распятия, с другой - Иисус Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы и двенадцать апостолов. Увенчан крест пятью куполами.
Помимо этих предметов отреставрировано два живописных произведения - "Портрет донского атамана" неизвестного русского художника (вторая половинаXVIII века) и натюрморт Л.Германна (XVIII век).
Говоря о реставрационной работе смоленских музейщиков, хочется отметить следующее. Работая над воссозданием музея "Русская старина" в родных стенах, музей-заповедник целенаправленно занимается реставрацией предметов из собрания Марии Клавдиевны Тенишевой, и в то же время реставрирует живописные полотна, вывезенные немецкими оккупантами в годы Великой Отечественной войны. Специалисты считают, что "Межобластному научно-реставрационному художественному управлению" можно доверять. И работа велась бы намного быстрее, если в Смоленский музей-заповедник регулярно и в нужном количестве поступали необходимые средства.