23 декабря 2003 года в залах Российской Академии художеств открывается персональная выставка живописи и графики художника Куприянова Михаила Васильевича, одного их членов творческого содружества Кукрыниксы. Выставка посвящена столетию со дня рождения художника (1903-1991). Куприянов М.В. - Действительный член Академии художеств СССР со дня ее образования в 1947 году, Народный художник СССР.
Индивидуальные работы художника неоднократно экспонировались как на отечественных, так и на зарубежных выставках, в том числе на BIENNALE в Венеции. Он постоянно участвовал в выставках, проводимых Академией художеств, начиная с первой академической выставки в 1952 году.
Творчество Куприянова олицетворяет живую преемственную связь с лучшими традициями русской реалистической школы изобразительного искусства.
В 20-е - 30-е годы прошлого века творчество художника - это графические работы (Куприянов окончил полиграфическое отделение ВХУТЕМАСа в 1929г.). В этот период он - автор превосходных рисунков и акварелей: пейзажей, интерьеров, бытовых сцен. В ряде ранних графических работ Куприянова видно влияние его учителей - Митурича и Купреянова.
Простота и лаконизм изобразительных приемов присущи его замечательным жанровым рисункам, выполненным черной акварелью. Они передают индивидуальные особенности каждого из изображенных - характер, манеру поведения, состояние в данный момент. В пейзажах старой Москвы неповторимые приметы времени придают им большое очарование. На выставке представлены также шаржи художника, в которых не просто утрируется внешность изображаемого, но и раскрывается его характер и угадывается отношение к нему автора. Важным этапом в творческой биографии Куприянова стало его обращение к живописи в конце 1930-х годов, что позволило значительно расширить диапазон его дарования. Большую роль в развитии таланта Куприянова-живописца сыграло общение с Крымовым и Нестеровым и их советы художнику.
Излюбленный жанр Куприянова - пейзаж. Его пейзажи всегда свежи по чувству, естественны и, вместе с тем, композиционно построены и продуманы. В работах художника большое место занимает, так называемый, лирический, чистый, сельский пейзаж, так много говорящий душе русского человека. В подмосковных этюдах Куприянова непреходящая красота окружающей нас природы, создающая у зрителя чувство душевного спокойствия, чему способствуют и замечательно написанные, включенные в композицию, речки, пруды, озера.
Вообще, в живописных работах Куприянов часто мастерски изображает воду и отражающиеся в ней части пейзажа, что и создает особую привлекательность его лучших этюдов.
Любовь к родной природе глубоко проявилась в волжских пейзажах художника. Многие из них написаны в Плёсе - небольшом волжском городке. Элегическую, мечтательную ноту вносят в эти этюды отражения в спокойной глади воды фигур людей, лодок, деревянных пристаней, деревьев, барж. Пейзажи притягивают своей душевной чистотой, состоянием внутреннего покоя исосредоточенной тишины.
В творчестве Куприянова много городских пейзажей. Часто он изображал город во время или после дождя с лужами и мокрым асфальтом, в которых отражаются дома и прохожие.
Большое количество этюдов написано Куприяновым на юге страны. Но художника здесь привлекали не экзотика и великолепие южной природы. В Крыму он любил писать Коктебель - место почти суровое, лишенное богатой растительности, но пленяющее особой прозрачностью морской воды и изумительным берегом: покрытыми выцветшей травой невысокими горами холмами, изменяющими свой цвет в течение дня.
Плодотворными в творчестве Куприянова стали годы его работы в летние месяцы на Азовском море. Неповторимое очарование Арабатской стрелки, неглубокого охристо-зеленоватого цвета моря с широкой прибрежной полосой, особой световоздушной среды, незамысловатых пейзажно-жанровых сценок с рыбаками, матросами, лодками, баркасами вдохновили художника на создание многих замечательных работ. Самые лирические из Азовских этюдов - изображения вечера и сумерек, когда исчезает линия горизонта, и цвет моря сливается с цветом неба, и создается ощущение чего-то неясного, чуть призрачного и бесконечно привлекательного.
Со второй половины 1950-х годов творчество Куприянова обогащается пейзажами, созданными в странах Западной Европы, прежде всего в Италии и Франции. Его интересуют не туристические красоты, а неповторимость, своеобразие подлинной жизни городов, их улиц, площадей, каналов, архитектуры. Так для художника, которого привлекает город и вода, Венеция стала идеальным местом для работы. Написанные в различное время года и суток, при разной погоде венецианские этюды создают поэтичный и правдивый образ этого города.
В творчестве Куприянова органично синтезируются живопись и графика. Точный энергичный рисунок соединяется с правдивой цветовой гаммой. Это позволило ему создавать такие проникновенные произведения, которые можно поставить в один ряд с пейзажами лучших мастеров русской реалистической школы.