После долгого перерыва вновь открывается постоянная экспозиция русского народного искусства XVII-XXI веков в залах флигеля Росси Государственного Русского музея. 17 декабря 12 залов, в которых расположилось около 1500 экспонатов, приняли своих посетителей.
Первая экспозиция русского народного искусства была открыта в Русском музее в 1950 году и просуществовала до 1958 года. В 1969 по 1981 год в реконструированных залах Флигеля Росси функционировала экспозиция, которая являлась частью целого комплекса русского прикладного и народного искусства X-XX веков. Настоящая экспозиция - третья по счету. Она вернулась в отреставрированные залы флигеля Росси и впервые представлена в таком большом объеме.
Экспозиция народного искусства - это всегда немного сказка. Волшебные звери, русалки, лешие, причудливые цветы - мир народной фантазии, любимый и взрослыми и особенно детьми. Каждый здесь может найти что-то интересное для себя. Что-то что отправит его в страну снов, где все удивительно, но всегда несет смысл. Добрые силы охраняют дом, очаг, одежду человека, а зло всегда побеждено.
История развития художественных ремесел показана на экспозиции во всех основных его видах и в четкой хронологической последовательности с XVII по XXI вв. Пройдя по залам, можно проследить как развивалось умение русского человека создавать красоту.
В XVII - начале XVIII веков из художественных ремесел были распространены резьба и роспись по дереву, кованое железо; керамика, набойка. Большинство из них связаны еще с культурой Древней Руси, ее бытом и традициями.
Характерными деталями архитектурного декора того времени были изразцы. Зеленые одноцветные или полихромные с рельефными изображениями сказочных птиц - сиринов, единорогов, "лютого зверя" - грифа, царя Александра Македонского, они оживляли наружные стены зданий и интерьеры XVII - первой половины XVIII веков.
Искусство обработки металлов представлено произведениями из кованого железа. Лаконичен рисунок светцов - подставок для горящей лучины, которой освещали избу. В их форме угадывается образ цветка на тонком длинном стебле.
Простейшим способом украшения тканей была набивка узора на домотканый холст с резной деревянной доски, покрытой краской. Набивные ткани XVII века исполнены по льняному или конопляному холсту черной краской и местами подцвечены от руки кистью.
В произведениях вышивки и резьбы по кости XVIII века сказалось влияние стилей барокко и рококо, господствовавших в архитектуре и прикладном искусстве этого времени и по-своему воспринятых народными мастерами. Черты больших стилей проявились в изяществе самих вещей, усложненности форм предметов и динамичности орнаментов.
Прославленный центр резьбы по кости - Холмогоры Архангельской губернии, известный с XVI века. Холмогорцы в совершенстве владели искусством сквозной (ажурной) и рельефной резьбы, техникой гравировки - тонкого рисунка, процарапанного на поверхности пластины и местами подцвеченного краской. Гребни, коробочки, ларцы, шкатулки, воспроизводящие в миниатюре формы мебели XVIII века бюро и секретеры украшены пластинами из моржовой или мамонтовой кости и так называемой "цевки" - кости домашних животных.
В последней трети XVIII века среди многих центров народного гончарства выделился подмосковный район Гжели, обладавший залежами высококачественной глины. Здесь в мелких крестьянских мастерских делали майоликовую посуду с росписью по сырой эмали. Гжельские квасники, кувшины, фигурные сосуды отличаются своеобразной пластикой форм и неповторимой росписью, сочетающей энергичный рисунок и мягкий мазок с нежной гаммой в пять красок по белому фону. Гжельская майолика этого времени - яркая страница в истории прославленного подмосковного промысла.
Выдающимся явлением в декоративном искусстве XIX века этого времени была домовая резьба Поволжья. С появлением на Волге пароходов многие плотники, занимавшиеся украшением резьбой речных судов, перешли на декоративный убор деревенских домов. Фронтоны, оконные наличники, многометровые фризы давали простор фантазии мастеров, заполнявших их плоскости сказочными цветами, завитками аканта, из которых выглядывали добродушные львы с очеловеченными мордами, птицы - сирины, русалки - берегини, драконы, змеи. На севере украшением домов служили коньки-"охлупни".
В XIX веке во многих местностях, где существовали залежи глины, развивалось народное гончарство. Представленные предметы керамики демонстрируют разнообразие их форм, бытового назначения, способов и техник декора. В последней трети XIX века достиг расцвета гончарный промысел в городе Скопине Рязанской губернии. Кроме обычной посуды местные гончары стали делать фигурные и скульптурные сосуды, привлекавшие сказочностью образов и необычными живописными потеками глазури.
Богаты и разнообразны русские народные узорное ткачество и вышивка XIX века. Ее отличает множество локальных вариантов с неповторимыми особенностями в орнаменте, цвете, технике исполнения, стилевых направлениях. В северной вышивке сохранилось немало композиций, восходящих к глубокой древности и отразивших мотивы славянской мифологии. Нарядные женские и девичьи головные уборы обычно использовались на свадьбе. Шитые золото-серебряными нитями, унизанные речным жемчугом, сеченым перламутром или бисером, украшенные цветными стеклами и камнями, они были самой драгоценной частью народного костюма. Их расшивали особенно тщательно, берегли и передавали из поколения в поколение. Почти в каждой области головные уборы отличались своей традиционной формой и приемами и способами украшения.
XIX век был временем расцвета русского кружевоплетения. В нем также сложились местные центры с локальными особенностями произведений в узорах, материале, способах плетения. Наиболее крупными и известными очагами этого искусства были Вологда и районы Вологодской губернии и город Елец Орловской губернии.
Большое значение для народного искусства XIX века имели лубочные картинки. Их влияние и прямое использование в качестве оригиналов для многих произведений наглядно в деревянной игрушке ("Как мыши кота хоронили", "Суд царя Соломона") и вышивке из Костромского уезда Костромской губернии.
Народную игрушку делали из различных материалов - тряпок, соломы, шишек, но более всего из дерева и глины. Наряду с небольшими местными очагами этого искусства существовали крупные кустарные игрушечные промыслы, известные по всей России. К их числу относились Сергиев Посад и деревня Богородское под Москвой и Дымковская слобода в Вятке.
Существует пять уникальных центров лаковых изделий: Федоскино и Жостово в Московской области, Палех и Холуй в Ивановской и Мстера во Владимирской областях.
В Федоскине и Жостове еще в XIX веке писали масляными красками. В деревне Жостово сложилось производство металлических лакированных подносов, украшенных своеобразными декоративными натюрмортами, живописными букетами садовых и полевых цветов.
Палех, Мстера и Холуй представляют другое направление в лаковой живописи. В прошлом они были центрами древнерусского иконописания. В 1920-1930 годы на его основе возникла лаковая миниатюрная живопись по папье-маше, сохранившая не только технику иконного письма темперой (красками, растертыми на яичном желтке), но и основные художественные особенности местной иконописи в рисунке, построении композиции, колорите.
Ювелирные изделия "Северной черни" - известного уникального промысла в г.Великий Устюг Вологодской области, - относятся главным образом к 1950 -70-м годам. Серебряные пудреницы, коробочки, чарки, ювелирные наборы, украшенные черневым рисунком и позолотой, привлекают красотой узоров северных трав и цветов. Всемирно известная Хохлома развивается в двух объединениях местных мастеров - в поселке Семино Ковернинского района и городе Семенове Нижегородской области. ХХ век привнес в них многообразие форм предметов, традиционно выполненных токарным способом, и изобилие орнаментов, всегда органически слитых своими плавными линиями с формой. Многие поколения и семейные династии мастеров хохломской росписи успешно развивают ее и по сей день.
В залах ХХ столетия представлены все основные центры деревянной и глиняной игрушки из разных районов России. В Калужской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Курской областях по сей день развивается архаический тип глиняной игрушки, сохранивший отголоски древних аграрных культов.
Всемирно известная дымковская игрушка (г. Киров) на протяжении ХХ века сменила не одно поколение мастериц, не только представительниц местных династий, но и пришедших в это искусство из других областей.
Богородская деревянная игрушка представлена произведениями 1930-70-х годов разных авторов, нередко из потомственных семейных династий. Они ввели в игрушку новые темы и сюжеты, остроумные композиции с традиционными приемами движения. Уникальная работа А.Д.Зинина "Чудо-юдо рыба-кит" средствами богородской резьбы передает сюжет сказки П.П.Ершова "Конек-горбунок".