НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Икона на камне. Тульский некрополь

c 1 декабря 2003 по 31 января 2004Тульская область
Дом Крафта
В выставочном зале музея "Тульский некрополь" расположена выставка "Икона на камне. Тульский некрополь". Фотографии фасадов надгробий и артефакты, представленные на выставке, поведали об удивительном пласте русской мемориальной культуры.

Старые кладбища Тулы сохранили значительное количество белокаменных надгробий. Это саркофаги, жертвенники, муфтированные колонны и конусы. Фасады надгробий, сделанных в первой половине XIX в., украшены рельефами с мотивами растительных орнаментов и цветочных композиций, имеющих христианскую символику. Аллегорические композиции обычно выражают скорбь о рано ушедших близких, напоминают о быстротечности жизни и неминуемом переходе в мир иной.

Западные фасады надгробий по тематике строго сакральны. Запад считался стороной тьмы, концентрацией негативного, ада. Усопшего следовало оградить от недоброго. Поэтому на западном фасаде расположены текст молитв, рельефные иконы, а со второй половины XIX в. гравировка Креста и Голгофы.

Икона переводится с греческого как образ. Священный образ мог быть живописным, резным, литым. Иконы были не только на дереве, но и на шелку, на меди, на камне, на кости. Если образ освящен - икона считалась моленной.

В Туле в каменной резьбе икон распространены такие сюжеты как Облачный Спас и Распятие с предстоящими. Уникальны Деисис, Царь Царей, Бог Саваоф, Троица Новозаветная, Богоматерь Казанская, моление о Чаше, Се человек, святые патроны усопшего. Интерпретации иконографических сюжетов отражают особенности традиций местных иконописцев, усвоенные также резчиками по камню.

Рельефы икон на западных фасадах надгробий появились с 30-х годов XIX в. и исчезли в конце 60-х XIX в. Возможно, это период деятельности отдельного мастера и его мастерской.

Обычно рельефы размещали в аркообразных нишах. Полукруг, как часть круга, символизировал причастность к Вечности, Божеству, Совершенству. Изредка рельефы икон были в медальонах круглых или овальных, обрамленных мотивами растительных орнаментов, виноградной лозой, гроздьями винограда - символами Христа и Евхаристии.

Особенно интересны сюжеты, связанные с иконографией Бога-Отца. На выставке представлено фото с рельефа на фасаде муфтированной колонны. Размер резной иконы невелик 19Х38 см. Бог Слово изображен в виде Ветхого денми, с длинной бородой, поясно, в облаке, распростерши десницы в благословении. Знак святости отмечен треугольником. Живописный источник рельефа можно найти у Н.И.Троицкого в работе "Триединство Божества", это прорись с греческой фрески XVII в.

Изображение Бога Отца считалось упадком иконописи и упадком богословия. Антропоморфное изображение Бога Отца появилось на основании видения пророка Даниила - старцем с длинной седой бородой. Именно таким он представлен на фасаде надгробия в Туле. Человекоподобное изображение Бога-Отца было запрещено Большим Московским Собором в 1667 г. Однако, изображения Безначального Отца продолжало распространяться. Так, в Успенском соборе Московского кремля в одном куполе изображен Иисус, а в другом Бог-Отец.

Это рельефное изображение на фасаде надгробия в Туле появилось в 30-е годы XIX в. Вероятно, данный сюжет оказался созвучен вкусам заказчика и нашел отражение в мемориальной скульптуре русской провинции.

Бог-Отец присутствует в сюжете иконы Троица Новозаветная. Такая икона найдена на двух саркофагах, выполнена разными мастерами. На выставке представлено фото рельефа на саркофаге Веницеевой М.В. (1831). Икона большая: 60Х49. В овальном медальоне с мотивами растительного орнамента в облаках восседают Бог-Отец со скипетром в левой руке и Бог-Сын с Евангелием. У их ног - херувимы. Между ними - держава, на державе водружен Крест и орудия страстей. Вверху парит Святой Дух в лучистом сиянии.

Историк иконописи Л.А.Успенский в книге "Богословие иконы православной церкви" пишет, что отправным моментом для этой иконографической композиции послужила иллюстрация Псалма 109 "Рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене дондеже положу враги твоя подножие ног твоих". Древнейшая известная иллюстрация к этому тексту находится в так называемой Утрехтской Псалтыри X века. Начиная с XIII в. образ Троицы Новозаветной широко распространяется на Западе в Библиях, Часословах, а в XIV в. встречается как самостоятельный моленный образ. С запада эта иконография Троицы переходит в православное искусство. На русской почве один из наиболее ранних примеров ее находится на четырехчастной иконе Московского Благовещенского собора. Изображение появилось в России в середине XVI в., считалось одним из важных компонентов темы Страшного суда.

Самое раннее изображение Троицы в виде трех мужей находится на Латеранском саркофаге в Риме. Саркофаг сделан в конце IV в.

Саркофаг нередко служил источником иконографических сюжетов. Н.П.Кондаков пишет, что исторический благословляющий жест Иисуса появился впервые на боковых плоскостях саркофага. Саркофаг Латеранского музея в Риме в рельефах раннехристианской поры сохранил сцену, где Христос, приподняв правую руку, пророчествует Петру об отречении.

Погребальная сфера - фрески в гробницах, рельефы на саркофагах, фаюмские портреты - возвращают к истокам изображений Иисуса, святых. Иконы, выполненные в технике каменного рельефа, становились впоследствии истоком для живописных сюжетов. Камень и Божественный образ сосуществуют издавна. Согласно легенде, одно из первых изображений Спасителя было из камня, его воздвигла женщина, исцелившаяся прикосновением к одеждам Иисуса.

Старое кладбище на первый взгляд непрезентабельно. Непросто в старом мусоре разглядеть удивительные изделия, оставленные провинциальными ремесленниками. В этом сообщении рассказано лишь о двух рельефных иконах, представленных на выставке. Каждый рельефный образ на камне тульского некрополя содержит глубокие информационные пласты, затрагивающие не только местные обычаи и традиции, но и историю культуры, историю русской церкви. (www.amr-museum.ru)

www.museum.ru/N15812
Ваше мнение »»

»»Тульский историко-архитектурный музей
Адрес:Тульская область, г. Тула, пр. Ленина, 25, 27, 31
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. Каминского"
Телефоны:(4872) 70-40-58, 31-26-61, 36-73-09
сайт:tiam-tula.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.04.2024  x    ?  


"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Выставка «Кант и русская культура» в рамках Балтийского культурного форума

Николай Львов. Избранное

В Третьяковской галерее завершена реставрация картины Василия Перова «Охотники на привале»

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

”Война и мир” Л.Н. Толстого: место действия Беларусь

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка современной фотографии "Красота момента"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка "От кубышки до амфоры. Тайны керамики" в Вологодском музее-заповеднике

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

К 90-летию со дня установления звания Героя СССР. Выставка в Музее Победы

Выставка "Сталинград - хранитель памяти земли героев"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru