14 октября в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка посвященная реставрации редчайшего по технике и совершенству кодекса Федоровского Евангелия "Федоровское Евангелие из Ярославля - шедевр книжного искусства XIV-го века".
Ярославский музей-заповедник, один из крупнейших музеев русской провинции, был основан в 1865 г. при Ярославском естественно-историческом обществе. Ныне это богатейшая сокровищница памятников древнерусской культуры. Одной из самых ценных коллекций музея является фонд редких книг, насчитывающий около 12 тысяч томов. Он был выделен из состава научной библиотеки музея в 1961 г. по инициативе ее заведующего В. В. Лукьянова, замечательного знатока и собирателя книжных памятников, автора трех каталогов библиотек музея и архива.
История книжного собрания Ярославского музея-заповедника восходит к научной библиотеке Ярославского Госмузея, открытого в 1924 году и объединившего несколько музеев города. Первым директором ее был Адам Егорович Богданович, отец классика белорусской литературы Максима Богдановича. Библиотека Госмузея включила в свой состав книжные коллекции музеев и научных обществ города, упраздненных церковных учреждений, а также конфискованные у частных лиц собрания.
Современные книжные собрания Ярославской области наследовали памятники высоко развитой книжной традиции, истоки которой следует искать еще в домонгольскую эпоху. Особенно славился своими книжниками и книжными собраниями Ростов Великий, в течение длительного времени остававшийся политическим, церковным и культурным центром края. В Ярославле традиция книжного собирательства была заложена, вероятно, еще в начале XIII века ростовским и ярославским князем Константином Всеволодовичем, большим ценителем и знатоком книг.
В эпоху позднего средневековья Ярославль - один из самых значительных книжных центров страны. Книжная традиция в городе не прерывалась в XIV-XVI вв. Подлинным шедевром книжной культуры Древней Руси является Евангелие-апракос ("Федоровское") 1321-1327 гг., хранившееся в Успенском соборе г. Ярославля. В первой трети XVI в. в Спасском монастыре, при архимандрите Ионе, работала книжная мастерская. Вероятно, книги в этом скриптории не только переписывали, но и переплетали, о чем свидетельствуют пергаменные и бумажные рукописи XV-XVI вв., имеющие оригинальные по технике исполнения, нигде более не встречающиеся переплеты. Этот вывод был сделан зав. отделом реставрации рукописей ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Лауреатом Государственной премии Н. Л. Петровой. Особого расцвета книжная культура Ярославля достигает в XVII столетии, что связано с экономическим расцветом города, с возникновением группы богатых и образованных купцов, создававших эталонный стиль жизни. Грамотность, книжное почитание при этом были нормой поведения. В городе формируется достаточно многочисленный слой относительно свободного посадского населения, что также явилось важным фактором мощного культурного строительства. К числу страстных собирателей книг принадлежали купцы Лыткины, подарившие в 1635 году Красногорскому монастырю библиотеку, состоящую из 100 рукописных и печатных книг. Замедление экономических темпов роста Ярославля в XVIII веке, вероятно, не снизило культурные потребности горожан. Развивалась традиционная духовная культура: возводились и украшались церкви, поновлялись старые и создавались новые стенописи, работали иконописцы. Одновременно возникают новые формы культурного строительства: в 1750 г. Федор Григорьевич Волков основывает первый в России общедоступный театр, меняется бытовой уклад, создаются богатые светские библиотеки, живейший отклик у ярославских жителей нашли культурные начинания А. П. Мельгунова. Усадебное строительство дало толчок к созданию богатых дворянских библиотек, которых было в губернии немало. Необходимо отметить и роль старообрядцев в сохранении памятников дониконовской письменности и книжности. Все северные районы области являются традиционными центрами старообрядческой культуры. В XVIII-XIX вв. в этих районах существовали книгописные, реставрационные и переплетные мастерские. Пореформенный период и рубеж XIX-XX веков является особым этапом в истории книжного собирательства: создаются общественные библиотеки, крупные книжные собрания предпринимателей и купцов, к числу которых можно отнести библиотеки И. А. Вахромеева в Ярославле и А. А. Титова в Ростове Великом.
Эти историко-культурные процессы отразились на составе и количественных характеристиках книжного собрания музея. Фонд редких книг включает четыре крупные коллекции: рукописные книги (около 1500 единиц), книги кириллические (около 3000 единиц), книги гражданской печати (около 5500 единиц) и иностранные издания (около 1500 единиц). Наиболее ценная часть рукописного собрания поступила в музей из библиотеки Ярославского архиерейского дома и Ярославского древлехранилища, открытого при ЯГУАК в 1895 г. К числу книжных памятников национального и мирового уровня относятся 15 пергаменных книг XIII-XVI веков, среди них домонгольские рукописи; лицевые "Спасское" Евангелие XIII в. и "Федоровское" Евангелие 1321-1327 гг.
Бедой почти всех провинциальных музеев является их недостаточное обеспечение реставрационными службами. 1990-е годы были особенно тяжелыми: к извечной нехватке кадров добавился уход из мастерских специалистов, невозможно было из-за отсутствия средств приобрести необходимые материалы и оборудование. Это положение было особенно ужасающим еще и потому, что многие памятники, хранящиеся в музеях, переживают критический период. Последние сто лет в их истории обернулись многими переездами, хранением в далеких от идеальных условиях, средств на реставрацию местный бюджет не выделял, запас прочности многих вещей оказался на пределе допустимого. Учитывая, что провинциальные музеи нередко хранят памятники, статус которых формирует историко-культурный образ страны, пренебрежение властей реставрационными проблемами было преступно. Поэтому чрезвычайно важным и значимым для провинциальных, недостаточно финансируемых музеев оказалось принятие Министерством культуры Федеральной программы "Культура России" (2001-2005 гг.). Эта программа впервые за многие годы позволила реально осуществить дорогостоящие проекты, в том числе и реставрационные. Ярославский музей-заповедник и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э Грабаря в качестве одного из проектов этой программы заявили реставрацию уникальной коллекции пергаменных и ранних бумажных рукописей музея. Первым этапом этой работы стала комплексная реставрация одной из национальных святынь "Федоровского" Евангелия 1321-1327 гг. (Гулина Татьяна Ивановна)
Полностью см. http://www.museum.ru/N15018