15 октября в корпусе Бенуа открывается выставка "Воспоминания об Италии". В ее состав с итальянской стороны включены 67 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства из музеев Рима, Неаполя, Флоренции, Милана, а также частных собраний. Русский музей представлен работами отечественных мастеров, созданных в Италии. Выставка является свидетельством художественных, межнациональных, семейных контактов, сложившихся между Россией и Италией. Она организована по инициативе Министерства иностранных дел Итальянской республики при участии Генерального консульства Италии в Петербурге в связи с 300-летием города.
"При виде творений гениев, - писал Орест Кипренский, - рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности." Удивительно ли, что русские художники так стремились в Италию, тем более художники петербургские. Италия была средоточием подлинного искусства самых высоких образцов, которое русские художники изучали и копировали в галереях, музеях и церквях. Здесь, в Италии, были созданы и их лучшие произведения, в них проявились навыки и мастерство, полученные в Академии художеств, обогатившиеся итальянскими наблюдениями и опытом. Чаще всего эти произведения художников из России именно в Италии были впервые показаны зрителям. Конечно же, среди работ русских художников, живших в Италии, значительную часть всегда занимали пейзажи, виды и типы страны, полной солнца и тепла, которая так завораживала людей, приехавших с севера. На выставке это произведения из собрания Русского музея. Здесь можно увидеть пейзажи Федора Матвеева и одного из братьев Чернецовых - Никанора. Работы Сильвестра Щедрина - которого до сих пор боготворят в Италии, художника, запечатлевшего итальянские виды в самых разных временных проявлениях и состояниях. Вместе жили в Италии братья Брюлловы: на выставке представлены пейзажи Александра и эскизы Карла к знаменитой "Помпее", которая потрясла сначала итальянцев, а потом и Россию. А также не менее знаменитая картина "Итальянский полдень", написанная по заказу императора Николая 1 в паре к "Итальянскому утру" (когда-то обе картины находились в Зимнем дворце в личных покоях императрицы Александры Федоровны), и - жанровые акварели выдающегося мастера, посвященные простым итальянцам.
Александр Иванов - художник, чей труд в течение нескольких десятилетий над картиной "Явление Христа народу" практически заслонил от зрителя другие его работы. Потому достаточно неожиданными окажутся его жанровые акварели "Аве Мария" и "Октябрьские праздники в Риме", из собрания ГРМ, ярко представляющие национальные традиции и характерные черты итальянского народа.
Петербург глазами итальянцев представлен работами художника-любителя герцога Николы Серракаприолы (наполовину русского - мать его была княгиня А.А.Вяземская). Автора интересовала не столько архитектура, сколько живая жизнь большого города. Выросший в Петербурге художник, уезжая на службу в Париж и Неаполь, увез эти работы с собой, и они хранились у его потомков, как фамильные реликвии. Работы и представлены на выставку из собрания герцогов Антонино и Николетты Серракаприола (Рим).
О внутреннем убранстве итальянских архитектурных памятников рассказывают работы Николая Ефимова, выполненные по поручению Великой княгини Елены Павловны. Это акварели из фондов Государственного Русского музея.
Да, выставка "Воспоминания об Италии" - своего рода перекличка. С одной стороны здесь присутствуют портреты кисти русских художников, привезенные из итальянских собраний: один из двух достоверных автопортретов Ореста Кипренского (второй находится в ГТГ); портрет императора Николая 1 , приписываемый Ивану Айвазовскому; акварели Петра Соколова, изображающие супругов Апраксиных, портрет Джулии Лаваджи с детьми - чрезвычайно редкий образец портретного искусства Федора Бруни. И -автопортрет Бориса Кустодиева из галереи Уфицци: он был подарен самим художником в Галерею автопортретов после выставки в Дрездене в 1913 году.
А с другой стороны здесь представлены портреты наших соотечественников, созданные итальянскими мастерами и находящиеся в итальянских галереях. Они показывают людей, чьи имена, хоть и не широко, но знакомы, а вот лица их известны гораздо хуже. Например, портрет адмирала Джулио Литты (работы Антонио Виги), сыгравшего значительную роль в европейской политике - магистра Мальтийского ордена, принятого на русскую службу, а потом получившего и российское гражданство. Акварельные портреты четырех братьев Александра, Виктора, Анатолия и Владимира - князей Барятинских, работы неизвестного художника. Прекрасные скульптурные работы: бюст княгини Софьи Щербатовой, созданный Лоренцо Бартолини во время ее свадебного путешествия и - посмертные портреты Елизаветы и Николая Демидовых, положивших начало нескольким поколениям семьи, связавшим свою жизнь с Италией. Никита Демидов был известен своей благотворительностью, страстью к коллекционированию и - по-царски роскошной виллой Сан Донато неподалеку от Флоренции.
Среди галерей и собраний, представивших на выставку свои произведения, знаменитая галерея Уфицци (Флоренция); Национальный музей Сан Мартино (Неаполь); музей Марио Працы (Рим); собрание герцогов Антонино и Николетты Серракаприола (Рим); коллекция Ди Кастро; Музей серебра, Палаццо Питти (Флоренция); музей Каподимонте (Неаполь); музей Стибберта (Флоренция); собрание князей Киджи, Кастельфузано,(Рим); музей Рисорджименто (Милан); фонд Маньяни Рокка (Парма); Национальная галерея современного искусства (Рим); Галерея современного искусства (Флоренция).
В довольно большом объеме на выставке показано декоративное искусство. Фарфоровые фигурки производства завода Попова, изображающие разные типы итальянцев. Мозаика не тему картин знаменитых итальянских живописцев и - замечательные образцы ваз, фрагменты сервизов, производства Императорского фарфорового завода с изображением Рима и других мест Италии- все это из собрания ГРМ.
Не только художественную, но и историческую ценность представляют произведения декоративно-прикладного искусства -экспонаты итальянских музеев - свидетельствующие о политических и дипломатических связях между двумя странами. Это - китайская шпалера, (шпалера Кези), подаренная Козимо Ш Медичи царем Петром Первым, а также серебряная шкатулка с вмонтированным в нее компасом: по преданию она была выточена на токарном станке собственноручно русским императором. И, конечно, знаменитые кони Петра Клодта - две уменьшенные копии скульптурных групп, которые расположены в настоящее время у одного из входов в сады Палаццо Реале в Неаполе. Эти скульптурные группы, подарены были когда-то неаполитанскому королю императором Николаем 1. В Италии их приняли с благодарностью и встретили с большой пышностью.
Современным продолжением итало-русских связей в искусстве являются произведения итальянской ювелирной фирмы Каццанига. Фирма эта действует в Риме с сначала 1920-х годов. "Стиль Каццанига" отличается изысканностью и особым вниманием в использовании драгоценных и полудрагоценных камней. Основоположник фирмы Анжело Каццанига - сын управляющего князей Абамелек-Лазаревых. Выросший на прекрасной вилле, с детства видевший произведения искусства, драгоценности, прекрасную обстановку, он изучил технику производства и неовизантийский стиль русских драгоценностей, которые оказали влияние и на его собственный своеобразный стиль, ставший известным во всем мире.