Музей водки есть в Санкт-Петербурге и, говорят, в скором времени появится в Москве. 27 сентября такой музей открылся в Смоленске. Разместился он в Пятницкой башне Смоленской крепостной стены на ул.Студенческой.
Инициатива создания музея водки или точнее Выставочного комплекса "Смоленская крепость" принадлежит ОАО "Бахус". А вот тематический план экспозиции разработали сотрудники смоленского музея-заповедника; с их же помощью были собраны несколько сотен экспонатов, проведена их атрибуция. И все это в очень сжатые сроки - всего за два месяца. "Работать было интересно, а конечный результат порадовал", - говорят музейщики.
Среди экспонатов смоленского музея водки, любопытная по форме тара для розлива и хранения спиртных напитков (здесь и водочная бутыль в четверть ведра, и так называемый "мерзавчик"), питейная посуда (рюмки, ковши, ендовы и т.д.), лубочные репродукции XVIII-XIX вв. на тему винопития. Копии документов различных исторических эпох рассказывают об истории винной монополии и откупной системы в России.
Основной раздел экспозиции посвящен винокуренному производству на Смоленщине, которое зародилось еще в XVII веке. К концу XIX - началу XX в. в смоленской губернии работало 72 завода, вырабатывавших 1 152 564 ведра спирта в год. Важное место в этом разделе занимают материалы, посвященные винокуренным заводам смоленских купцов Мачульских, один из которых послужил основой современному заводу "Бахус".
Следующий раздел отражает историю антиалкогольной борьбы в ретроспективе: от отрывка из рукописи 1739 года "О запрещении игры, пьянства, песен и других богомерзких деяний" до членского знака Общества борьбы за трезвость (1985 год). Здесь же представлены образцы стеклянной тары от суррогатной вино-водочной продукции, заполонившей российские прилавки в начале 1990-х, и появившиеся в то же время талоны на водку.
Фотографии современных производств, современная реклама, награды и дипломы завода "Бахус" представлены в заключительном разделе экспозиции музея.
Будем надеяться, что новый музей, несмотря на наличие дегустационного зала, не превратится в центр пропагандирования водки, а поднимет на должный уровень культуру правильного потребления этого национального напитка. Культура же пития в старину была очень высокой, а главным правилом пиршества того времени было не закусывать выпитое, а запивать кушанья.