Музей… Волшебный мир. Разве не чудо - переступив порог, оказаться в совсем другом времени; созерцая старинный предмет, ощутить таинственное прикосновение минувших столетий….
Музей способен подарить нам (и детям, и родителям) живой диалог с прошлым. Он даёт возможность любоваться природными и рукотворными шедеврами, знакомит с ископаемыми древностями и современными достижениями цивилизации.
Но что мы знаем о музеях? Когда и где они появились впервые? Какие бывают и чем отличаются друг от друга? Как попадают в музей и как сохраняются там редкие предметы и старинные артефакты? Какие правила поведения приличествуют посетителям? И, наконец, в чём особенность нашего Красноярского краевого краеведческого музея? Не каждый, даже взрослый человек, сможет исчерпывающе ответить на эти вопросы. И потому важно начинать знакомить детей с музейной культурой как можно раньше.
С точки зрения музейной педагогики "подлинная встреча" с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию. Музейные экспонаты обладают огромной силой убеждения. И талантливо составленная экспозиция побуждает зрителя к большему, нежели простое созерцание - к мышлению.
Красноярский краевой краеведческий музей основательно подходит к своей образовательно-воспитательной функции. Здесь, на собственной базе, разработаны и внедрены специальные научно-популярные программы для школ и ВУЗов. В данном проекте музей выступает как составляющая образовательного пространства и является дополнительным источником познания.
Научно-просветительная работа с образовательными учреждениями ведётся по трём основным направлениям. Это тематические и авторские экскурсии (в программе их более 30); музейные абонементы (для систематических групповых занятий по выбранной теме) и программа "Музейный всеобуч" (для учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ). Для каждого класса разработан тематический материал, соответствующий возрасту учеников и школьной программе.
Посещения музея по абонементам проходят в сопровождении профессионального лектора-экскурсовода, а занятия проводятся научными сотрудниками музея. Причём возможно проведение занятий на английском, немецком и французских языках. Так что для факультетов "ин. яза" и школ с углублённым изучением языков такое музейное времяпрепровождение может быть полезно вдвойне.
Около 120 образовательных учреждений Красноярска сегодня активно сотрудничают с музеем. Так, за истекший учебный год общее количество школьных групп, посетивших музей - 896! И бесспорным лидером в продвижении музейной педагогики стала школа № 66 Советского района - 67 (!) групп учащихся побывали на занятиях в Краеведческом. На втором месте школа № 138 Октябрьского района - 32 группы. И третье место делят школы № 2 (31 группа) и № 1 (27 групп) опять же Советского района города.
Такие нехитрые подсчёты показали, насколько широко распространена и популярна отработанная музеем образовательная методика. Педагоги отличившихся школ считают, что самобытность представленного в музее материала, его наглядность, достоверность, красочность - более эффективны в познавательном плане, нежели стандартные уроки за школьной партой. Трудно предугадать, какой объём знаний извлечёт для себя из экспозиции и заложенной в ней информации каждый конкретный ученик, но что он получит удовольствие - факт. В этом, по сути, и заключается конечная цель музейной педагогики: испытывая эмоции, человек обогащается опытом, который послужит формированию вкусов, системы ценностей, развитию личности и самосознания.
Верится, что интерес со стороны образовательной системы Красноярска к такому полезному начинанию и дальше будет только возрастать, так как приёмы музейной педагогики успешно практикуются по всему миру. А более подробную информацию по образовательно-воспитательной программе Красноярского краевого краеведческого музея все желающие могут узнать на сайте музея: www.kkkm.ru.