"Друзья хороши старые. Одежда - новая". Эта монгольская пословица вполне могла бы стать девизом открывшейся минувшим вечером в Музее современной истории России выставки "Современная Монголия".
Ведь первые монгольские художники еще в 50-е годы прошлого века обучались в советских тогда художественных Вузах. 90-е годы для Монголии были временем перемен: тогда впервые монгольские живописцы стали выезжать на Запад и открыли для себя искусство авангарда.
В новом постмодернистском "платье" и предстало современное искусство Монголии в Москве, где на этой неделе отмечаются дни Монголии в России.
О том, что первые ласточки на ниве академической живописи появились в Монголии в 50-е годы с легкой руки России, в стране вечно синего неба не только хорошо помнят, - гордятся этим. Ведь именно в советских художественных институтах наиболее одаренные постигали тогда основы европейского классического искусства.
"До 1940-х годов, скажем, у нас было только монгольское традиционное национальное искусство: буддийская религиозная школа, которая, кстати, была очень знаменита на Азиатском континенте. Но как таковая классическая европейская живопись пришла через Россию", - говорит Энхцэцэг Дашдаваа, директор Национальной художественной галереи города Улан-Батор.
Новое время - новые кумиры. Железный занавес, открывшийся однажды и в Монголии, обратил взоры художников на Запад. Постмодернизм - с его культом "живописи как таковой" и главенством самовыражения художника - находил все новых последователей. Но, национальные мотивы, как утверждает директор галереи в Улан-Баторе, все же не забыты. Таких самобытных произведений, правда, на нынешней выставке, увы, не много. Часть работ просто не разрешили привезти в Россию.
"Например, исключили из выставки совсем скульптуру. Объяснили, что это везти трудно в Россию", - рассказывает Энхцэцэг Дашдаваа.
Не увидит, к сожалению, российский зритель и знаменитых работ из войлока: говорят, они удивительно легкие и воздушные. Равно как не доехала до Москвы и ажурная деревянная резьба. Но зато представлены традиционные произведения из кожи. А еще "Современная Монголия" - это популярная, как и везде, фотография. А уж на ней-то вечно синее небо получается еще более синим и высоким. (www.tvkultura.ru)