Выставка, развернутая в залах Вологодской областной картинной галереи, представляет нам творчество одного из ведущих на сегодняшний день графиков Вологды - Николая Мишусты. Известный в городе и за его пределами мастер, имеющий богатый выставочный опыт, он давно зарекомендовал себя как художник серьезный и целеустремленный. Получив классическое образование гравера, Н. Мишуста не просто постиг сложные профессиональные законы эстампа, но мастерски овладел всеми печатными техниками, которые постоянно совершенствует и модернизирует в ходе практического использования. Именно это профессиональное мастерство, подкрепленное богатым образным мышлением, сегодня позволяет художнику легко и артистично справляться с самыми сложными задачами технического характера. Не ошибусь, если скажу, что Николай Мишуста график по призванию, понимающий и чувствующий все тонкости этого особого вида изобразительного искусства, сумевший в полной мере именно в нем раскрыть все грани свое дарование.
Графика, искусство интимное и камерное, она не должна брать на себя функции живописи. В разумной условности ее тайна, и, одновременно, ее сила. Ситуация современной художественной жизни нашего города, к сожалению, складывается не в пользу искусства эстампа. Когда-то востребованный и ведущий в Вологде вид изобразительного искусства, графика как бы отошла на второй план. Многие художники, серьезно занимавшиеся рисунком и печатной гравюрой, вынуждены были обернуться к живописи. Лишь немногие «рыцари» графики, остались верны ей до конца, среди них и Николай Мишуста. Предпочитающий станковую гравюру, а в последнее время технику монотипии, умеющий работать в цвете, художник удачно преодолевает препоны и капризы времени. Его цветные оттиски, выполненные по всем правилам эстампа, органично читаются в любом интерьере и блестяще решают задачи станкового произведения.
Уже названием выставки «Мелодии чувства» Николай Мишуста, как бы определяет свое творческое кредо – метод художественных ассоциаций. Подобный подход наиболее ярко проявил себя в российской культуре конца 20 века, периода, получившего условное название «постмодернизма». Каждый из художников, приверженцев этого направления, был вправе свободно выбирать свой ориентир-идеал, будь-то целая эпоха, отдельное творческое явление или опыт единичного автора. Для Мишусты, а художник, на мой взгляд, не избежал данного влияния, привлекательней и ближе всего стал метод импрессионизма и «русского импрессионизма», в частности. По сути своей материалист Николай решает формальные и образные задачи произведений, основываясь на вполне реальных мотивах и вызванных ими чувствах и эмоциях. Именно чувственный, эмоциональный подход и роднит его с импрессионистическим методом, где главным решающим фактором в построение композиции и формы является цвет. Если в ранних работах Мишусты доминировал декоративный цветовой принцип, то в работах последних лет колорит строится преимущественно на единстве и гармонии цветовой гаммы, почерпнутой от натурных впечатлений. В одном случае это тихая грусть, нашедшая отражение в мотиве мягкого туманного утра, в другом – откровенное восхищение переливами ярких красок северной осенней природы. Сама техника монотипии, которой увлеченно занимается автор уже не один год, помогает ему в передаче сложные цветовых состояний натуры. И художник, как мудрый экспериментатор, доверяет не только своей интуиции, но и использует богатейшие возможности этого уникального вида цветной печати. Как график, он умело пользуется условность белого листа бумага, который в одном случае определяет свето-воздушную среду пейзажа, в другом несет на себе формообразующую функцию. Несколькими точно положенными цветовыми пятнами и штрихами художник передает мотив заснувших, укутанных снегами деревьев на краю широкого поля, сквозь узорные ветки которых проглядывает силуэт одинокого храма. В зависимости от окружающих красок естественным цветом самой бумаги художнику удается создать ощущение легкости холодных облаков или материальную теплоту белой, словно согретой изнутри, уютной церквушки.
В пейзаже и натюрморте, на мой взгляд, наиболее ярко отражается индивидуальная манера и художническое видение Николая Мишусты. В них есть искренность, удивительная правда мотива и свежесть непосредственного восприятия. Эта чистота красок, будь-то первозданной северной природы, очаровательная непосредственность жизни предметного мира выражены художником пластически ясно, с точно найденной цветовой интонацией – несомненное достижение автора. Здесь все органично и мотив, и художественные средства.
Но если в пейзаже и натюрморте Мишуста в большей степени проявляет себя как реалист-лирик, то в исторических и жанрово-фантазийных композициях он романтик. Наверное, потому обнаженная натура или тема «купальщиц», столь любимая у художников всех времен, скорее поле для эксперимента, как формального, так и образного. Здесь он более свободен и в выборе мотива, и в его живописно-пластической трактовке, нацеленных в конечном итоге на решение эстетических задач, на поиск символа, выражающего идеал красоты и гармонию мира.
Исторические композиции на темы библейских и евангельских сюжетов достаточно органично вошли в общую структуру творческих разработок Николая Мишусты. Постепенно от мотива-импульса, он приходит к мотиву-образу. Используя, как и в других жанрах, эмоциональное цветовое начало он упорядочивает композицию рисунком. Как истинный график, он виртуозно рисует белым штрихом по цветному фону, применяя метод процарапывания, то есть гравировки. И линия, то плавно текущая, то превращающаяся в жесткую штриховку, выделяет из цветовой среды основные смысловые узлы композиции: Марию, нежно прижавшую к себе младенца; страдающего Христа с терновым венцом на голове. Но именно цветом, точно найденным колористическим состоянием художник создает настроение произведения, его образное звучание. Горящий пурпур плаща седовласого старца, склоненного над летописным свитком, как бы утверждает значимость его пророческих посланий потомкам. Фигуры восточных мудрецов или волхвов переливаются причудливыми красками одежд на темном фоне каменистой стены, словно драгоценные камни мерцающие в глубине старинного ларца. Обращаясь к священной истории, художник не придерживается ортодоксальной точности в воспроизведении того или иного сюжета. Он чаще всего доверяет интуиции и интеллекту своего зрителя, давая ему повод для собственных размышлений и оценок. И если в отдельных опусах мы заметим композиционную перекличку с классическими произведениями на ту или иную тему, то в цветовом видение и образной трактовке Мишуста всегда самостоятелен и индивидуален.
В свои пятьдесят лет Николай Мишуста находится в рассвете творческих сил. Его энергия и работоспособность позволяют успешно справляться с задачами не только творческого, но и организационного характера, которых хватает председателю Правления Вологодской организации СХ. Но, приходя к себе в мастерскую, к печатному станку, мольберту, краскам, кистям и карандашам он с головой погружается в таинство творчества, в мир, наполненный мелодиями его чувства, в мир, который не может существовать без Николая Мишусты. (Л.Г.Соснина, искусствовед)