15 мая в 15.00 в Историко-архитектурном и художественном музее "Новый Иерусалим" открывается выставка "Диалог поколений. О романтических традициях в русском искусстве ХХ века".
Тема выставки может показаться несвоевременной на фоне выставок "актуального" искусства. В представленных произведениях нет ничего сиюминутного и скандального, что, увы, в наше время часто предопределяет успех выставок. То общее, что позволяет объединить мастеров, несмотря на обособленность пути каждого из них, относится к категории вечного. "Мир иной", "мир лучший, мир духовный" был всегда сферой интересов художников - романтиков, и эта романтическая линия оказалось одной из самой устойчивой в русском искусстве ХХ века.
Этот "иной" мир предстает в произведениях художников то в форме поэтической грезы, то в виде универсума - "мировой души", мятущейся и страждущей или гармонично- возвышенной.
Романтиком в жизни и искусстве был М.К.Соколов (1885 - 1947) один из тех, кто до конца испытал на себе все тяготы судьбы художника, сохранившего внутреннюю свободу в несвободное время. Ссылка в Сибирь (1938- 1943), жизнь в изоляции в Рыбинске. В собрании музея представлены листы почти из всех основных графических серий художника: "Странствующие комедианты", "Французская революция", "Музыканты", "Всадники", "Прекрасные дамы", "Миниатюры", последние были выполнены Соколовым в ссылке на ст. Тайга.
Свои представления об идеальном мире романтики связывали чаще всего с искусством. В монотипиях начала 1960-х годов ученика А. Шевченко Р.Н.Барто (1902-1974) мир поэтической грезы, соткан на основе художественных впечатлений, что находит отражение и в название цикла: "Воспоминание об Эрмитаже".
Воплощением манящей мечты кажутся и великолепные работы из цикла "Цирк" знаменитого мастера акварели А. В. Фонвизина (1882-1973).
Ученица Р.Р.Фалька Е.П.Левина - Розенгольц (1898-1975) усвоила от своего учителя уроки беззаветного служения искусству. В 1949 году и она была сослана в Красноярский край. После ссылки начался новый этап ее творчества. Весь мир в его трагическом становлении предстает в графических сериях художницы.
Прямой наследницей Е.П.Левиной-Розенгольц кажется без времени ушедшая художница Нина Веденеева (1959 - 1992). В экспозиции её работы занимают особое место, им отведен отдельный зал.
Мир чистой, поэтической грёзы, созданной Игорем Купряшиным, - совершенно особое явление в нашем искусстве 1960-1970. Романтическая идея "двоемирия" нашла в его творчестве органичное отражение.
Помимо названных мастеров на выставке представлены произведения работающих ныне известных художников, творчество которых в той или иной степени связано с романтической традицией. Это произведения Т.Петровой, Л.Маркеловой, В.Башлыкова, В.Калинина, А.Слепышева.
Выставка будет открыта в помещении Выставочного корпуса до 10 июля.