Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого и Галерея "Сэм Брук" представляют цикл перформансов Анны Кузнецовой (группа "Слепые") и Натальи Смолянской "Перекресток" 13 и 14 апреля в 19.00.
Галерея "Сэм Брук" впервые представляет программу перформансов, созданных одной из лучших групп в этом виде искусства - "Слепые". Группа (в составе А. Кузнецовой, А. Маргорина и В. Лифанова) работает с постановочными проектами на грани театра и искусства. Они - постоянные участники отечественных и крупных международных фестивалей (из последних - "Мелиорация", 2002), организаторы многих клубных мероприятий подобного жанра. Настоящий проект реализован "Слепыми" в соавторстве с Натальей Смолянской - известным московским художником, в активе которой в начале 1990-х - участие в группе "Полигон", культовой для почитателей современной абстракции, в 1999 - философский диплом Сорбонны, в последние годы - участие в крупнейших экспозициях абстрактного искусства в России.
Цикл состоит из двух перформансов - "Сестра" и "Перекресток", - показываемых в разные дни, 13 и 14 апреля. "Сестра" ранее демонстрировалась в галерее "Феникс" и культурном центре "Дом", но здесь будет показана новая редакция перформанса. "Перекресток" демонстрируется впервые. Фактически это мини-спектакли длительностью около 40 минут, основная смысловая нагрузка которых приходится на пластическое исполнение мизансцен Анной Кузнецовой, чье действие находится в пограничье танца и "живой скульптуры". Свет, звук, видеопроекция, художественное оформление создают многомерный образ, тем самым претворяя перформанс в современный синтетический язык искусства.
ТЕЛО И ЦВЕТ. Перформанс сегодня - жанр, кажущийся неактуальным. Все, что только можно было проделать с телом в рамках искусства - проделано: им писали картины; его заковывали в гипс, отрезали части, даже убивали; оно испражнялось краской, исторгало семя и лаяло собакой. Телесность с присущей ей гиперсубъективностью, как кажется, осталась в ХХ веке, и сегодня разговор о виртуальности адекватнее отражает состояние умов.
Но все в нашем мире нелинейно, и тело также. Возврат к Традиции может быть не менее продуктивен, нежели чем слепое устремление к аморфному "вперед". В этом смысле нарочитая театральность акций "Слепых" обращает перформанс к его изначальной природе вида искусства в непосредственном приближении к ритуалу и театру. Тело Кузнецовой медленно и артикулированно, по-настоящему пластично рассказывает нам, открывает - буквально представляет (to perform); но что? Ведь именно абсолютная открытость тела делает его бесконечным источником притяжения и тайны.
Пожалуй, эта тактика в наибольшей степени отсылает к эпохе маньеризма с ее потаенными смыслами "открытой" картины. Образы перформанса "Сестра" напоминают натуралистические безрукие бюсты-гермы, расставленные в садах эзотерически просвещенных правителей XVI века. Проблема тени, маски, близнеца, манипулирующего или подверженного манипуляции, - тоже из тех времен; чего стоит автопортрет Аахена с держащим его за ухо двойником. Да и само время сейчас - по сути "осень перформанса", тот же маньеризм с его велеречивостью жестов.
Но все же, по-моему, цель "Слепых" - облагородить принцип игры; не раствориться в юродстве, или социальной конъюнктуре, чем занимается большинство остальных увлеченных сейчас перформансом, а презентировать (еще одно значение глагола perform), определить, ограничить территорию искусства как чего-то искусственного (это так трогательно подчеркивают искусственные цветы в костюмах Ани Кузнецовой!). Их акции всегда очень просты - человек встает, двигается, падает, замирает, - но понять их непросто. Ибо это почти до неприличия органичная комбинация живого и неживого, где одно состояние столь плавно перетекает в другое, что растворяет привычные границы понятий.
Посредником - то есть собственно медиа - во всех случаях служит цвет. Нанесенный на всю поверхность тела художника-перформера, он скрывает и обнажает, притягивает и отвращает. Этот яркий, режущий глаз цвет убивает сексуальность обнаженного тела, но придает ему эффект произведения искусства, сближает с живописным антуражем, исполненным в данном случае Натальей Смолянской, живописцем par excellence. Здесь стоит вспомнить: и живые картины - излюбленная мода эпохи маньеризма; в наше время о ней напомнил режиссер Дерек Джармен, окунувшись в эпоху Караваджо. "Слепые" же снова создают картину - из тела; картину современную и в то же время неизменную на протяжении столетий.
Перформанс нынче истинно не в моде - прекрасное время для того, чтобы им заниматься! (Сергей Попов)
Телефоны для справок 915-75-78, 915-29-79, факс 915-45-33.