Министерство культуры РФ, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Офортная студия "Сенеж" представляют выставку "Офортная студия "Сенеж". Из мастерских художников". Выставка будет работать с 18 марта по 21 апреля.
Выставки работ современных отечественных художников "непрофильны" для музея, но для мастеров сенежской студии было сделано исключение. Значение офортной студии "Сенеж" для отечественной графики велико. Мастерские в Сенеже были созданы в конце 1960-х годов как творческая база для художников Советского Союза. В 1970-80-х гг. именно здесь зарождались и получали развитие многие творческие замыслы; в условиях жесткой идеологической заданности совершенствовалась изобразительная техника. С 1992 г. прекратилось государственное финансирование, жизнь в мастерских замерла, но благодаря энтузиазму известной художницы Натальи Заровной не прекратилась работа в офортной студии. Н.Заровная вовлекает в создание офортов живописцев, скульпторов и графиков, помогая им освоить технические сложности офорта, часто печатает работы вместе с авторами; кроме того, она проводит графические мастер-классы (Международная летняя академия искусств-2000 "Искусство - среда обитания" и т.д.).
На выставке показано более 50 работ, созданных в последние годы. Рубеж веков всегда рождает стремление многое увидеть и осознать по-новому; этой негласной традиции следуют и экспонируемые здесь художники. Современные художники, обращаясь к офортной технике, берущей свое начало в XVI в., вступают в творческую дискуссию с великими мастерами прошлого - Дюрером, Рембрандтом, Гойей.
Все представленные на выставке офортисты используют технику гравюры на металле. Прибегая к химической и механической обработке печатной формы, они постепенно дорабатывают доску и часто ограничиваются одним оттиском (что необычно для традиционного понимания гравюры как искусства тиражного). После завершения работы некоторые мастера показывают печатную доску на выставках в качестве самостоятельного произведения искусства.
Выставка демонстрирует диалог творческих позиций и разнообразие художественных концепций. Художники зачастую обращаются к традициям отечественного искусства, преимущественно 1920-х годов, как бы цитируя художников-конструктивистов и супрематистов; однако концепция их произведений иная.
Художники активно разрабатывают новые подходы к линии как языку художественного произведения (яркий пример - "Крылья" Татьяны Баданиной). Геометрический знак стал сюжетом для Владимира Наседкина. В его композициях линия играет определяющую роль. В.Наседкин работает на металле фрезой, прорезая глубокие полосы; художник стремится приблизить все к плоскости, одновременно в его офортах возникает иллюзия пространства. Основными цветами являются черный и белый - достаточно для того, чтобы создать в офорте впечатление напористости, силы. На выставке также представлены архитектурные фантазии Александра Бродского (цикл "Точка схода", 1999), работы в офорте и шелкографии известного художника-нонконформиста Эдуарда Гороховского (циклы "Семейный альбом" №15, 2000, "Геометрия в разбитом зеркале", 2001, и другие); работы Натальи Заровной, стилизованные "цитаты из древнеегипетского искусства" Марии Константиновой, минималистические офорты участника знаменитой группы "21" Александра Юликова (триптих "Композиция с квадратом", 1983-1999). Известный скульптор Андрей Красулин представлен офортами, исполненными на рукописях романа Людмилы Улицкой "Казус Кукоцкого".
Куратор выставки - К.В.Безменова.