Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу в рамках выставки "Московская абстракция. вторая половина ХХ века" приглашает Вас 7 марта (пятница) в 16.00 на перформанс "Кабачковая снежинка, или история об исчезновении буквы "Ч" Андрея Бартенева.
Десять лет назад Андрей Бартенев показывал в Третьяковской галерее перформанс "Снежная королева". К тому времени Андрей был уже известен в артистических кругах, и
за плечами у него был не один год упорной работы, которая часто и зрителями, и критикой связывается с игрой. Десять лет спустя Андрей Бартенев, благодаря своим театрализованным акциям и сразу же узнаваемому стилю получил известность во всем мире
Самой крупной работой Андрея Бартенева до "Снежной Королевы" были выставка и перформанс "Ботанический балет" (1992), впервые показанные в Центральном Доме художников (Москва) в перформансе "Приключения Арнольда Нижинского и Дядьки Чернослива в оранжерее Сергея Зуева".
Андрей Бартенев родился в Норильске, индустриальном городе на Крайнем Севере. Возможно, отсюда его интерес к белому цветы, мифам народов Севера и их культуре. Мотивы Севера стали повторяющими эмоциональными и эстетическими элементами в орнаментах Андрея Бартенева, его перформансах и скульптурных циклах. Сфера творчества А. Бартенева - художника, графика, скульптора и режиссера лежит на стыке нескольких искусств и исчерпывающее определение его творчества, его места в художественном процессе конца второго тысячелетия и начала третьего - дело будущих историков искусств.
"Ботанический балет" - часть проекта "Новые изобразительные мифы Крайнего Севера". Начинался проект графическими циклами "Корякские монахи", пастелями "Корякские танцы" (1990) и рукописным журналом "Корякатекали". "Ботанический балет" - это черно-белые объекты из папье-маше, которые одеваются на актеров и движутся, представляют фольклорные характеры из мифа, созданного Андреем Бартеневым на основе впечатлений детства и реалий современной жизни. Все фигуры - Дядька Чернослив, Корякская ТЭЦ-1, Северная подводная лодка, Халат Виолетты, Будка Гласности, Восьминогая собака для быстрой езды, Девушки-пурга, Корякский Зайчик и другие неожиданные персонажи, навеянные героикой и сказаниями народов Крайнего Севера, - они живут полноценной сценической жизнью, сплетаясь в трансформирующийся ритмический, причудливый узор.
"Ботанический Балет" не застывшая, а все время преобразующаяся форма - он жил и преобразовывался. Новые герои, иная драматургия, атмосфера меняются в зависимости от места и времени года, как в театре. Но неизменной остается игра автора с мифом и энергиями.
За прошедшие 9 лет "Ботанический балет объехал многие страны Европы, перформансы Андрея были показаны в наипрестижнейшем Роял-фестивал-холле и Виктория и Альберт театральном музее в Лондоне. В 2001 "Ботанический балет" был участником Третьей Международной Театральной Олимпиады в Москве.
Далее последовали перформансы и хэппенинги: "Приключения Арнольда Нижинского и Дядьки Чернослива" (1992), "Случайная добыча больной мумии" (1991), "Этнографические этюды"(1991), "Полеты чаек в чистом небе"(1992), "Укутанная куколка" (1992), "Утро нового солнца" - цикл северных вальсов, (1992). И позже - "Рождение целлулоидного снеговика (1993), "Охота на нерпу" (1993), "Цветок Снежной королевы"(1993), "69-я параллель" (1994), "Рождение нового солнца Севера в сугробах тундры"(1994), выставка и перформанс "Солнечная яранга" (1994), перформанс "Северное сияние" (1995), "Движение саванны"(1995).
Проект Андрея Бартенева "Снежная королева" - эксцентричное представление. Эта интерпретация сказки Андерсена, хотя и сохраняет канву оригинала, трансформирует героев Андерсена в сегодняшнюю традицию мотивации, среду активной, агрессивной информации по отношению к человеку. Вместо "загадки славянской души" художник предъявляет неистовое желание избавиться от российского сна во взрыве цвета и неистощимом богатстве форм. Объекты, сделанные из папье-маше и бытовых отходов, бесконечно смешны и разнообразны. Каждый персонаж - член общества потребления - с ног до головы засыпан мусором из супермаркета. Структура перформанса Бартенева "Снежная королева" может быть, считаться последним словом свободы творчества. Его постановки вызывает в памяти спектакли Дягилева и Мейерхольда. "Актеры - одновременно и личности и предметы искусства, это - одновременно организм и механизм" - заметил Брайн Ино по поводу "Снежной королевы". Это территория, где Родченко встречается с Оскаром Шлеммером. Территория, где театр гротеска встречает Антонина Арто.
Работы Бартенева, соединившие мир моды, мир изобразительных искусств и мир перформанса, возрождают дух русского авангардного театра 20-х годов. Объекты и движущиеся скульптуры, разрисованные геометрическими фигурами розового, зеленого и оранжевого цвета, напоминают о Кандинском, Малевиче и Клее, в то время как энергия самой акции "Снежная королева" перекликается с энергией знаменитых сезонов Русского балета.
Перечисление работ Андрея Бартенева за эти годы займет не одну страницу. Мы отсылаем интересующихся к сайту www.bartenev.ru.
О предстоящем перформансе "Кабачковая снежинка или история об исчезновении буквы "Ч" Андрей Бартенев говорит следующее: "Целью данного распределения изобразительных сил, сопряженных с множеньем отпечатков артефактов различного происхождения, является - в общем - найти малое. А именно, обнаружить траекторию всплывов буквы "ч" - хрупкой и прозрачной как снесенное порывами ветра утро. "Все будет падать?" - это запрещенный элемент быстроты по достижению одного конечного образа - образа банки кабачковой икры в морозильнике - где за стеклом миллионы кабачковых снежинок улыбаются тебе своим мерцающе призрачным цветом. Цветом того, унесенного утра. Цветом снежинок никогда не унесенных ветром. Есть-есть-есть-есть из любого снега надавят вам кабачковой икры. Спешите спокойно! Мягкие подушки и пледы!".
Еще он замечает: "С каждым новым перформансом становится ситуация становится все ответственнее и ответственнее. Я должен быть всегда честным перед собой и перед своим перформансом".
Вход на перформанс по билетам на экспозицию.