Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина представляет выставку работ Рокуэлла Кента из фондов музея. Выставка продлится до 6 апреля.
Рокуэлл Кент (Rockwell Kent, 1882-1971) - один из крупнейших мастеров американского реализма ХХ века. От своих предшественников, Уинслоу Хомера и Томаса Икинса, он унаследовал убежденный и непокорный гуманизм, непоколебимую веру в общественное назначение искусства и его огромную воспитательную силу.
В ГМИИ имени А.С.Пушкина хранится крупнейшая в России коллекция произведений Кента. Она представляет все этапы творчества художника.
Самая ранняя представленная картина - "Рыбачья деревня. Вечер. Мэн" (около 1908) - создана художником на острове Монхеган в Атлантическом океане у побережья северного штата Мэн. Здесь уже в основных чертах проявляется художественный язык живописи Кента: обобщенный, пластичный, ясный и лаконичный в композиции, экспрессивный по цвету. Природа в его картинах сурова и напряженно драматична. В любом состоянии она трактуется с монументальной мощью и эпическим размахом.
В 1929- 1934 гг. художник совершает путешествия в Гренландию. Большинство гренландских картин выдержано в каком-либо одном тональном ключе, то интенсивном и бурном, как "Эскимос в каяке", то сдержанном, как "Ноябрь. Северная Гренлендия" и "Возвращение охотника", то сурово холодном, как в "Собаки в фиорде Кангердлуарссук". В произведениях этого периода ("Овечья страна. Огненная земля", "Художник в Гренландии", "Возвращение охотника") героико-эпическое восприятие природы и человека нашло в творчестве художника наиболее совершенное воплощение.
С конца 1940-х годов Кент в основном живет и работает на ферме Асгор в Адирондакских горах, создаёт многочисленные пейзажи полюбившихся мест ("Салли верхом на лошади", "Адирондакская ферма. Зима").
Параллельно с живописью Кент активно занимался графикой. Если природа диких краёв, мощная и загадочная, стала главной темой живописи, то графика почти полностью отдана человеку, стойкому, цельному, способному помериться силами со стихиями природы. Особенно много сделано им в книжной графике. Это, прежде всего - большие серии рисунков к собственным книгам: "Дикий край" (1920), "Плавание к югу от Магелланова пролива" (1924), "Курс N by E" (1930), "Саламина" (1935), "Это моё собственное" (1940), "Это я, Господи!" (1955), "Гренландский дневник" (1962). Кент выступает в них в одинаковой мере как мастер слова и мастер иллюстрации.
В 1957 году в ГМИИ имени А.С. Пушкина состоялась первая в СССР выставка работ Кента. Затем она с успехом прошла в Ленинграде, Риге, Киеве, Одессе. В 1961 Кент передал в дар Советскому Союзу около 900 своих произведений, включая оригиналы рукописей нескольких книг. По его желанию они были распределены между ГМИИ имени А.С.Пушкина, Государственным Эрмитажем, Киевским музеем западного и восточного искусства и Государственной картинной галереей Армении.
На рубеже 1950-1960-х годов Кент был самым популярным зарубежным художником в нашей стране. Его долгую жизнь вдохновляла убежденность, что искусство существует для того, чтобы сближать народы.
В 1971 году, уже после смерти мастера, в Нью-Йорке состоялся вечер "Триумф Рокуэлла Кента", организованный Национальным советом американо-советской дружбы, председателем которого художник был долгое время. Его вдова и друзья основали фонд - "Творческое наследие Рокуэлла Кента". При участии его членов в университете в Платсберге в 1978 году открылась Галерея Рокуэлла Кента - государственный музей произведений художника.
Интерес к творчеству Кента по-прежнему высок, а его произведения неизменно волнуют своей искренностью и романтической устремленностью в просторы огромного и удивительного мира. Кент - героическая, всеобъемлющая личность. Искусство для него было лишь одним из способов познания и созидания, а "романтический реализм" (К.Загроссер) наилучшим образом выражал главную тему его творчества - Человек и Дикая природа перед лицом Мироздания.