"Артколлегия", Министерство Культуры РФ и Импэксбанк представляет выставку фотографий замечательного петербургского фотографа Андрея Чежина "Город - Текст", организованную в рамках проекта "Мастера" и посвященную 300-летию основания Санкт-Петербурга.
"Город-текст" Чежина - эпическое произведение, созданное и все еще создающееся автором вне прямого иллюстрирования или цитирования чего-либо и вне посвящения чему бы то ни было. Это произведение структурно. Имеет эпиграф - "Город на ощупь" (1991), пролог - "Город-призрак" (1992). Состоит из новелл - "Невская купель" (1994), "Город-призма" (1994), "Город-миф" (1994), "Град небесный" (1995), "Пространство Эшера" (1996), "Сдвиг" (1996), "Табун" (1997), "Прозрачные сны" (1997). Не имеет завершения, и потому - эпилога.
"Город-текст", как любое произведение зрелого, переживающего весьма бурно свой расцвет постмодернизма, таит в себе иногда скрытые, иногда завуалированные цитату, абсурд, обобщение, соотнесенность детального, частного и всеобщего, вечность, истину и вечную истину, парадокс. В цикле Чежина все события - временные и пространственные трансформации - происходят во времени, вне зависимости от того, как долго создавалось то или иное изображение - произведение фотоискусства.
Это произведение не о Петербурге и его мифах, это текст художника о себе и своем мироощущении, о постижении своей территории искусства, расположенной в его пространстве и протяженной в его времени. В тексте Чежина нет любования историями построек и их мифологией, не город и не архтектура причины создания эпопеи. Это текст о времени и его проистекании, о протяженном во времени рождении некоего социокультурного организма, которому никогда не суждено быть окончательно рожденным - ведь процесс его становления растянут в веках.
Особое значение в создании произведения отведено художником смысловому инструментарию. В "новеллах" "Города-текста" использованы картинки- визитки мест репрезентации Петербурга. Все это легко узнаваемые "достопримечательности"- фетиши, ритуальные места поклонения- узнавания города, вне зависимости от точки и мгновения их фиксации, вне пространственных уловок и коллизий, если и не узнаваемые, и не вспоминаемые, так "читаемые" по некоему стандарту восприятия всего петербургского - пресыщения архитектурой и ее деталями.
Вычленение сути благодаря абсурду (с точки зрения обывательского восприятия), ломает привычные представления о Городе… Воссозданный с помощью foto-kunststuсk'a (например, двойная или многократная экспозиция, длительная выдержка и пр.), считываемый с позиции достоверного свидетельства мифотворения, где атрибуты художественного иносказания служат поводом для доверчивого "прямого" читателя сочувственно поцокать языком, дивясь силе очередного наводнения или камнепада, земляным осыпям и прочим "разрушениям". Творческий метод серий "Град небесный", "Невская купель", "Город-миф" - столкновение природного, стихийного и человеческого, рукотворного, воды и архитектурного сооружения, песка и скульптуры, камня и воздуха, столкновение движения мировых процессов и движения людских потоков. В сериях же "Сдвиг", "Табун", "Город-призма", "Пространство Эшера" художник использует пластическую деформацию пространства и тела цитаты- архитектуры как типовую смысловую конструкцию в освоении собственного, созданного только что, визуального языка.
Создание текста, основанного на знаке - визуальной единице строительного искусства, которая подвластна абсолютному прочтению в контексте европейской городской культуры, или без него - сродни вычленению структуры музыкального произведения. Так и здесь - город лишь дал художнику визуальные точки преломления его желания создать произведение эпическое, лирическое, воплощающее конкретное через всеобщее, а глобальное через частное.
Невозможно завершение текста Андрея Чежина. Длительность, протяженность этого высказывания заложена в природе метода изучения художником Петербурга, сродни духовному борению петербуржца вообще с Петербургом, без подчинения его тоталитарному духу преобразования действительности и стихий, захлестывающих этот город и его жителей, творящих наравне с создателем сего града каждое мгновение свой всегда новый "Город- текст".
Открытие выставки 21 февраля в 19:00. Выставка открыта для публики до 7 марта 2003 года с 12:00 до 18:00.