Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея и Шпренгель музей, Ганновер представляют выставку "Cubisme - Кубизм - Kubismus. Художественный прорыв в Европе. 1906 - 1926".
Крупный международный проект, идея которого принадлежит кураторам Третьяковской галереи, был осуществлен совместно со Шпренгель музеем в Ганновере, где выставка с большим успехом экспонировалась в мае-июле. Она была организована в рамках празднования года России в Германии и по оценке прессы стала заметным событием культурной жизни Европы в прошедшем сезоне. Ныне выставку могут увидеть московские зрители. В ней принимают участие крупные музеи Европы - Центр Жоржа Помпиду, Париж; Национальный музей Пикассо, Париж; Музеи Гааги, Базеля, Бонна, Саарбрюккена, Нойс, Санкт-Галлена, Кана. Посетители выставки смогут увидеть живописные работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса, Фернана Леже, Робера и Сони Делоне, Альбера Глеза, Луи Маркусси, Жана Метценже, Франца Марка, Августа Макке, Пауля Клее и др., скульптуры Раймона Дюшан-Вийона, Жака Липшица, Анри Лорана. Большинство этих произведений в России будет показано впервые.
Экспозиция включает более 50 произведений из музеев Западной Европы и 80 работ из собрания ГТГ. Она представляет важнейшее для судеб искусства ХХ века движение французского кубизма и его последователей из России и Германии. В первую очередь это относится к работам из Шпренгель музея, обладающего замечательным собранием мастеров 1910-1920-х годов.
Цель выставки - представить русскую живопись 1910-х - 1920-х годов в аспекте ее взаимоотношений с европейским кубизмом. Кубизм - первое направление в европейском искусстве, ставшее известным в России практически сразу же после его возникновения. Если импрессионизм, живописные открытия П. Гогена, П. Сезанна и А. Матисса воспринимались русскими со значительным опозданием, то в начале ХХ века благодаря коллекционерам С.И.Щукину и И.А.Морозову русские художники получили возможность приобщиться к новейшей французской живописи. В 1908 году С. И. Щукин привез в Москву одну из новых картин П. Пикассо, за ней последовало приобретение целой коллекции его кубистических работ. С 1909 года щукинский особняк был открыт для публичных посещений, там бывали все будущие лидеры русского авангарда: М. Ларионов, Н. Гончарова, Д. Бурлюк, К. Малевич, М. Матюшин, И. Клюн, В. Татлин, В. Кандинский и др. Русские художники знакомились с произведениями кубистов и на выставках, например, - выставке "Бубнового валета" в Москве в феврале 1912 года, где экспонировались работы Ф. Леже, А. Глеза, Р. Делоне, П. Пикассо, а также на выставке "Современного французского искусства" (январь 1913, Москва).
Знакомство с французским кубизмом стало последним толчком для появления авангардного художественного мышления, которое развивалось по законам проектирования, а не отражения жизни. Освоение русскими этого направления проходило стремительными темпами. Уже в неопримитивистских картинах Н. Гончаровой (около 1910 года) сказались элементы кубизации формы. За первую половину 1910-х годов русское искусство прошло все стадии французского кубизма и сделало из него радикальные выводы. Таким выводом стала геометрическая абстракция - супрематизм и конструктивизм.
Кубизм привел русских художников к беспредметности, и это отличало русскую живопись от французской и сближало с представителями других европейских школ, также испытавших влияние французского кубизма, -- голландцем Питом Мондрианом, немецкими художниками Оскаром Шлеммером, Куртом Швиттерсом. В этот момент русское искусство оказывается ближе к международному конструктивизму, получившему особое развитие в Германии после Первой мировой войны. В последующее десятилетие, с преодолением геометрической абстракции русские во многом возвращаются к своей "первой любви" - французской живописи. Молодые художники учатся на образцах кубизма конструктивному мышлению, композиционной логике, владению живописной фактурой. Некоторые русские художники (в частности, И. В. Клюн) в это время испытывают влияние французского пуризма (Ле Корбюзье, А. Озанфан), наследующего кубистическую традицию.
Зритель, пришедший на выставку в ГТГ, сможет увидеть работы всех этих художников и оценить сложные и интригующие взаимоотношения национальных художественных школ. За короткий исторический период произошли кардинальные изменения в расстановке сил: обучение "провинциалов" у мэтров кубизма сменилось активным диалогом, даже спором, а временами - борьбой за первенство.
К выставке издан каталог на двух языках - немецком и русском.
Проект с российской стороны осуществляется при поддержке компаний "Бритиш Американ Тобакко Россия", ЗАО "Северсталь-групп", ОАО "Северсталь".
Пресс-конференция по выставке состоится 4 сентября в 14.00. Выставка будет работать до 23 ноября в Третьяковской галерее на Крымском валу.