В выставочном зале "На Солянке" с 20 февраля по 2 марта в рамках Фестиваля искусств "Московская абстракция. Вторая половина ХХ века" под эгидой Третьяковской галереи будет работать выставка "Тяжелое - Легкое".
"Легкое воспаряется и наполняет мир великой о себе молвой" (Леонардо да Винчи).
"Мы все воспринимаем как паденье" (Александр Введенский).
Диалог тяжелого и легкого составляет основную парадигму исторической эволюции науки и культуры как драматургия ангелических и гравитационных начал. Она определяет феноменальность искусства, его энергетику парения и одновременно его экзистенцию земного и чувственного. Именно в этом пространстве оплотнены и сосредоточены смыслы и образные измерения художественного проекта "Тяжелое - легкое" Евгения Гора, Марины Кастальской, Виктора Умнова и Кирилла Александрова. Они мерцают, абсолютно уравнивая в правах каждого участника этого дзэновского квартета, перетекая, меняя акценты и структурируя особую магическую реальность. Его образная система динамична и самодостаточна как целостный организм, но ее интеллектуальные универсалии создают дополнительный контекст, выводя искусство в пограничные ситуации и обращаясь к осевым традициям философии пространства.
"Тяжелое" и "легкое" в проекте живут в оппозиции к линейной понятийной логике, в самых предельных абстрактных формах и осуществляют согласие в непосредственном высказывании артистического жеста и его объемной артикуляции. В этой художественной системе координат "легкое" проявляет спиритуальные качества в зависимости от степени погружения в нижние слои пространства "тяжелого", образуя такое же динамическое равновесие как "белое" и "черное" в "квадрате" К. Малевича. Феномены "тяжелого" и "легкого" в конструкции проекта способны меняться местами как инь и ян, как архаические дуальные системы, присутствуя в своих взаимосвязях и интегральной целостности, наделяя каждый объект инсталляции жгучей рефлексией и векторами обоих движений - к земле и к небу.
"Легкие" в чистоте мироощущения, объекты Евгения Гора несут в своей пластике собственную противоположность - тяжелые элементы, обозначая мир горизонта или хтонических сил; они, нагруженные как персонажи библейских притч, чередуют в своих рельефах вдох и выдох, превращая свое "тяжелое" в возвышенные ступени лестницы Иакова. Их апофатика, безмолвие оратора из "Стульев" Ионеско, естественно рифмуются с "речью" и "текстами" Виктора Умнова, где аннигилируется предметное начало металлических манускриптов. "Тексты" и парадоксы вербальности открывают новые измерения в "Тяжелом" и "легком", нарушая визуальное безвесие экзистенции строк Виктора Умнова. Дневниковая жизнь этих барочных образов забывает о фактуре информационного носителя, претворяя поверхность металла в многомерное пространство, лишенное жесткости и приближающееся скорее к фреске, чем к виртуальному пергаменту. Минималистические и одновременно избыточные постмодернистские фразы Виктора Умнова выходят за границы самодостаточности текста, образуя диалог с геометрическими массами картин-объектов Марины Кастальской. Образы Марины Кастальской, внешне аскетичные и абсолютно дисциплинарные, не скрывают в своей энергосодержащей многослойности сложные схемы алхимических процессов и вычислений, напоминая о непреложной традиции М. Дюшана в русской культуре. Ее "тяжелые" фактуры растворяются в белом ничто, мерцая и свидетельствуя об инсталляционном контексте ее творчества.
Планетарности оптики Марины Кастальской, стремящейся к персональному универсализму и возвышенной точке зрения, противостоит математически выверенная земная конструктивность Кирилла Александрова, опирающаяся на функциональные формы народной культуры. Его абстрактные структуры несомненно связаны с глубокой памятью детства, с утраченной генетикой полезности. Бескорыстные, забывшие о своих первосмыслах, но сохранившие телесную устойчивость, они удивляют своей метафизичностью, абсолютно выпадая из симулякров современной цивилизации.
Экспозиция "Тяжелое - легкое" свидетельствует не только о сегодняшних тенденциях абстрактного художественного сознания, переживая постмодернистский мир как анализ и рефлексию, как комментарии к генезису единства абстрактного и чувственно-пластического. Она открывает дорогу возможным, потенциальным смыслам, еще не выговоренным художественным категориям, рожденным катастрофическими сдвигами в социально-духовном пространстве нашего бытия. Ее образы отчетливо и ясно фокусируют изменения в современных процессах, происходящих в визуальной культуре в преддверии рождения новых парадигм, где силы тяжести лишаются своей директивности и легкость обретает особую феноменальную радикальность. (Виталий Пацюков)
Открытие 20 февраля 2003 года, в 17.30.