Министерство транспорта России, Комитет по культуре Москвы, Некоммерческое партнерство "Севморпуть", Ассоциация полярников и Музей "Московский дом фотографии" имеют честь пригласить Вас на открытие выставки, посвященной 70-летию освоения и развития Северного морского пути. Открытие состоится 10 декабря в 19:00 в выставочных залах музея Московский Дом фотографии.
В предвоенные годы слово "полярник" было синонимом мужества. Печать уделяла Арктике такое же внимание, какое в 60-е завоевал космос. Каждый житель СССР знал, что такое Главсевморпуть. Звание Героя Советского Союза, учрежденное в 1934 году, первыми получили полярные летчики.
На протяжении многих веков мореплаватели разных стран тщетно пытались проложить путь через ледовые моря Атлантики в Тихий океан. Организации Главного Морского Северного пути предшествовали Карские и Колымские экспедиции. Оставалось соединить эти фланги, проложить сквозной путь, чтобы наладить регулярные перевозки грузов. Летом 1932 года ледокольный пароход "Сибиряков" впервые осуществил сквозное плавание за одну навигацию, доказав необходимость трассы для оборонных и хозяйственных нужд страны. Уникальный рейс от Архангельска до Берингова пролива возглавил Отто Юльевич Шмидт, начальником научной части экспедиции был известный полярный исследователь Владимир Юльевич Визе, командовал "Сибиряковым" легендарный капитан - Владимир Иванович Воронин.
В декабре 1932 года, по итогам экспедиции "Сибирякова", состоялось совещание с участием руководителей партии и правительства, на котором было принято решение о создании Главного управления Северного Морского пути - организации, которая сосредоточила бы в своих руках все вопросы, связанные с освоением северных регионов СССР. Никогда еще работа по освоению необжитых территорий, тем более арктических, не велась с таким размахом. Тысячи советских людей отправились на Север строить заводы, порты и авиабазы. В сжатые сроки появилась сеть полярных станций, обеспеченных радиосвязью, начались регулярные морские рейсы к устьям Оби, Енисея, Лены и Колымы. Научные и геологические экспедиции приступили к освоению природных ресурсов Крайнего Севера. Территория, переданная в ведение Главсевморпути, была по истине огромной - почти 8 миллионов квадратных километров. В европейской части СССР в нее вошли острова и моря Северного Ледовитого океана, в азиатской - все территории севернее 62 параллели.
Навигация 1937 года принесла Главному управление Северного Морского пути первые неудачи: двадцать пять судов остались на вынужденную зимовку во льдах, ледоколы и самолеты полярной авиации были отвлечены для эвакуации дрейфующей станции "СП-1" и поисков самолета Леваневского. Совнарком СССР принял постановление об улучшении работы Главсевморпути. В 1938 году во главе управления стал Иван Дмитриевич Папанин - прославленный руководитель первой дрейфующей полярной станции. За несколько лет в устьях великих северных рек были построены порты, со стапелей верфей Ленинграда и Николаева сошли десятки мощнейших дизельных ледоколов, постоянно пополнялась самолетами Полярная авиация. Изменилось авиационное обслуживание морских путей, в распоряжение Главсевморпути появились постоянно действующие авиалинии: Якутск - Тикси, Тюмень - Салехард, Архангельск - Дикси, была введена патрульная ледовая служба. Сквозными рейсами по Северному Морскому пути прошли 11 судов, а ледокол "Сталин" совершил двойной рейс, туда и обратно. Такого еще не было в истории арктического мореплавания.
Предвоенная история Главсевморпути, наверное, самый сложный этап становления этой службы, во многом напоминает сегодняшнюю обстановку в Арктике. На Севере проживает 1% населения страны, который обеспечивает 11% национального дохода и 20% экспорта. А доставка грузов по Северному Морскому пути вдвое короче, чем через Суэцкий канал. Пройденный путь и накопленный опыт могут и должны пригодиться современным полярникам.