НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Юбилейная выставка вологодского художника Коробова Ю.С.

c 15 ноября по 15 декабря 2002Вологодская область
Административное здание Вологодской областной картинной галереи
В середине ноября в Вологодской областной картинной галерее открылась юбилейная выставка вологодского художника Коробова Юрия Сергеевича. Еще ребенком родители привезли его в Вологду, на родину своих предков. Вот потому Вологодскую землю считает он родной и в человеческом и в художническом плане. Здесь его генетические корни, здесь научился он видеть, чувствовать, сделал первые шаги в искусстве.

В творчестве каждого художника образ Родины имеет свое содержание и эмоциональную окраску. У вологодского живописца Юрия Коробова Север молчалив и сдержан, как человек не терпящий болтовни, но скрывающий за внешней строгостью и доброту сердца, и щедрость душевную. Не сразу открыла вологодская земля свои тайны художнику. Год за годом, он ездит по области, подолгу живет в деревнях напитываясь мудростью и красотой родной земли. Север в картинах художника предстает перед нами всегда с окраской авторского видения, личностных переживаний, да иначе и не должно быть. Он овеян историей, но он и среда бытования современного человека. И разве не человеком, его памятью, его делами связаны эти временные категории?

По этим тропам когда-то ходили герои и святители земли русской. В этих домах не одно поколение земляков принимало богатых купцов и нищих странников. Когда-то здесь все было подчинено мудрому распорядку крестьянского быта, неразрывно связанного с жизнью природы. А что сегодня?

Застыли у края села два дома-стража, два молчаливых свидетеля, текущей возле них и так не похожей на прежнюю, жизни… Смотрят в холодные воды озер некогда многолюдные деревни, не желающие терять своей стати и притягательной силы. Художник словно перелистывает страницы истории, заставляя нас из сегодняшнего дня видеть и оценивать прошлое родной земли, а значит, и давать оценку настоящему.

С первых шагов своего творчества Коробов мыслил себя неразрывно от своей земли, ее прошлого и настоящего, ее проблем и ее радости. Придя в вологодское искусство в середине 1970-х годов, он уже в 80-е предстает перед зрителем серьезными, мировоззренчески зрелыми полотнами, обращенными к судьбам северной деревни, жизни малых и больших городов Вологодчины. И не удивительно, проблема поиска национальной самобытности, поднятая художниками предшествующих поколений, в восьмидесятые стала доминирующей в творчестве многих северян и вологжан, в частности. Заглядывая внутрь этого явления, молодые вносили ноты личностного отношения и к историческому прошлому родины, и к процессам, происходящим на их глазах. В картинах Юрия Коробова всегда присутствовал нравственный аспект в оценке данной проблемы. Повседневные сцены крестьянской жизни, как бы сгущались в судьбе конкретного современного человека. Сидят молча возле своей коровы-кормилицы, одинокие старики; тревожно осматривает поднимающиеся на поле всходы пожилая крестьянка; о себе ли, о судьбе ли своей дочери-подростка задумалась мать, опустившаяся на миг передохнуть после вечерней дойки.

Работы Коробова этого времени, следует отнести к произведениям жанровым, хотя они практически лишены развернутого действия и повествовательного сюжета. В станковое полотно он вносит элементы монументальной картины, делая это логически осмысленно. Фигуры его героев и героинь, как будто остановлены во времени, отстранены от его быстрого бега, хотя и не лишены примет современности.

Жизнь деревни в этих работах увидена глазами человека сочувствующего и сострадающего происходящему. Наверное, от того пронизаны они грустью, таят в себе тревожный вопрос, обращенный к каждому из современников. Для усиления этого подтекста использует художник и колорит, построенный на сочетании сближенных теплых тонов - коричневых, красных и желтых, рождающий в памяти ощущение раздумчивых летних, северных вечеров. Рельефный живописный мазок лепит форму строго и скупо, подчеркивая ее основные конструктивные элементы. Композиция чаще всего ограничивается первым планом и решается замкнуто, почти статично. Человек городской он сердцем откликается на трагедию уходящих в прошлое исконных традиций национального крестьянского бытия, покинутых деревень, заросших пахотных полей, человеческое горе и одиночество.

А вокруг жила такая волнующая своей красотой природа! И обращаясь к ней, хотелось верить в мудрость вселенской гармонии, в вечность сущего мира. Синие сумерки, опускающиеся на деревню, приносили долгожданный покой и согласие; жаркое солнце высушивало разбитые техникой и размытые дождями дороги; в закатных лучах светился золотым теплом старенький деревенский дом, до сих пор верно служащий человеку. Именно здесь, в пейзаже позволял себе художник быть восторженным наблюдателем, упиваться красотой и живописным богатством своей земли.

Вспоминая 1980-е годы, поражаешься, настойчивости и целеустремленности наших художников, которые каждое лето обязательно ехали в глубинные уголки Вологодской области, собирать материал, работать, обретать себя. Этот творческий импульс не угас до сегодняшнего дня. Товарищами Коробова в тех давних "пленэрных" поездках в Никольский и Кичменскогородецкий районы были - Ю.Ельцов, Л.Яблоков, Е.Гусев, которых мы искусствоведы в шутку окрестили "вологодскими барбизонцами", за их привязанность к любимым местам, преданность искусству пейзажа, серьезное отношение к проблемам живописного мастерства. Именно тогда в общении с коллегами и единомышленниками, в спорах, отрицании и приятии, укреплялись творческие и мировоззренческие позиции Юрия Коробова. Следствием этого, уже в 1990-х годах было рождение выставочного объединение "Радуга", где он играл ведущую роль, и как организатор, и как творческая личность. Бережное отношение к культурным национальным традициям и преданность своей земле в ее настоящем и прошлом - стали главными критериями, объединявшими художников в этом творческом содружестве. Тема родной земли для них и Юрия Коробова, в частности, не просто ведущая в творчестве, а переживаемая лично и выстраданная сердцем. Потому в картине, обращается ли он к жанру пейзажа, а тем более быта, было важно все - правда мотива, правда образа и, обобщающая их, правда живописной формы. Один из авторитетных в стране искусствоведов А.М. Кантор, приглашенный на открытие одной из выставок объединения в Вологде, отметил, что картины этих художников с честью и достоинством могут представлять российское искусство на любой именитой выставке.

Для Коробова, как творческой личности, всегда было принципиально важно выразить свое отношение к традициям национальной культуры, их осмыслению и продолжению, касалось ли это живописной формы или самого метода работы. Процесс создания картины идет у художника классическим путем, от сбора натурного материала, до продуманного во всех деталях полотна. Поэтому важны, усвоенные им еще со студенческих лет, уроки, полученные от общения с русской пленэрной живописью 19-начала 20 века, помогающие в работе на натуре. Огромный этюдный материал в мастерской художника, это, своего рода, ларец с драгоценностями, накапливаемый годами интенсивной работы, и помогающий в поисках новых путей. Как точно найдено место придорожной часовне, поставленной некогда руками людей у края леса. Изображая этот зимний пейзаж, художник интуитивно чувствовал присутствие здесь храма, хотя от него остался лишь фундамент, заросший бурьяном, уже скрытый от глаз. И ожил мотив, обрел былое величие и гармонию уголок родины. Столь же богаты натурными наблюдениями папки с рисунками художника, где запечатлены памятники архитектуры, виды деревень и рабочих поселков, встреченные в поездках люди.

Живя на вологодской земле, нельзя было ни задумываться о богатстве культуры России от иконописи и народного творчества до лучших достижений искусства двадцатого столетия. Природа же северной Руси сама подсказывала темы и открывала тайны сердцу мудрому и чуткому. Выработанный годами метод работы над полотном не позволял ему останавливаться лишь на чувственном восприятии мотива. Каждая картина это плод размышлений живописца, поиск пластической формы, наполненной глубоким образным смыслом. Звучными "иконописными" красками загорались пейзажи, так привычные для глаза русского человека: белый храм на зеленом холме, пасущаяся рядом рыжая лошадь и женщина в красном платке, молча глядящая в даль. В этих, поначалу камерных произведениях художник попытался сконцентрирован символичный образ того святого Севера, который ассоциировался для него с искусством иконописи. Потому естественно появление в следующих картинах Коробова и образов святителей земли русской - Дмитрия Прилуцкого или Кирилла Белозерского. Их фигуры, сотканные из приглушенных красок северной природы, органичны с ней и по духу и по жизненному укладу. Так естественно их присутствие на лесных тропах, в момент уединенной молитвы или в крестьянском доме, при свершении обряда крещения. Обобщая форму, используя цветовую символику, он будь-то, создает новую интерпретацию легенды, пересказывает ее языком современной живописи. Но главную мысль о неразрывной связи времен, о сохранение духовных ценностей Родины продолжает и утверждает художник в каждом произведении.

Обогащая свою пластическую манеру, Юрий Коробов не забывал и уроки, полученные в прикладном искусстве, практику которого не оставлял, занимаясь и гобеленом и коллажным панно наряду с живописью и рисунком. Декоративные приемы, присущие этому виду искусства, логично вошли в решении живописных полотен последних лет. Цветовые пятна, раскинувшихся до горизонта полей, на отдельных из его картин, напоминали лоскутные крестьянские одеяла, разглаженные руками заботливой хозяйки. Рельеф крутого берега и стоящий на нем монастырь загорались под лучами солнца звучной цветовой радугой. Образ родной земли и ее истории как бы слагался из элементов культуры, оставленной нам предшественниками. И кажется, что каждой новой картиной художник утверждает волнующую его на протяжение многих лет мысль: "Мы имеем право называться наследниками тех, кто жил на этой земле и творил своими руками "чудо вечности". (Соснина Любовь Георгиевна)

www.museum.ru/N10966
Ваше мнение »»

»»Вологодская областная картинная галерея
Адрес:Вологодская область, г. Вологда, Кремлевская площадь, 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:(8172) 72-79-02
сайт:vologda-gallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 28.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Открытие летнего сезона в Петергофе

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств

Выставка «Всегда помним» во Всероссийском музее декоративного искусства

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

Выставка «Тепло дворянских гнёзд» из коллекции музея-заповедника «Коломенское» в Туле

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Международный день джаза. Концерт «Настроение в стиле джаз» в Музее-заповеднике "Архангельское"

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Выставка «Свояси» во Всероссийском музее декоративного искусства

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

Итоги второго тура Эрарта Премии - 2024

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Выставка художника Игоря Гумилевского в Выставочном зале г. Тулы

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru