24 и 25 октября в Ижевске, в Республиканском музее изобразительных искусств (ул. Кирова, 128) состоится серия видеопоказов в рамках программы "Полиэкран".
25 октября в 16.00 состоится пресс-конференция. Участник пресс-конференции - руководитель проекта "Полиэкран", научный сотрудник Государственного центра современного искусства (Н.Новгород) Юлия Абрамова.
О ПРОЕКТЕ. "Полиэкран" - это просветительский проект, представляющий собой цикл тематических видеопоказов об истории и современном состоянии видеоарта и экспериментального кино. Первый этап этого проекта стартовал в Ижевске в феврале 2002 года. Тогда видеопоказы вызвали живой интерес у посетителей программы. Государственный центр современного искусства (Н. Новгород) и Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб" (Москва) при поддержке Фонда Форда и Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) продолжают знакомить ижевского зрителя с этим интересным и до сих пор остающимся ультрасовременным жанром актуального искусства - видеоартом. Не пропустите этот редкий шанс познакомиться с образцами отечественного и зарубежного видеоарта, созданными за последние 30 лет.
Программа видеопоказов:
24 октября - "Видеоперформанс. Видеоакционизм. Видеорадикализм". "Видео и художественный акционизм".
25 октября - "Эстетические и технологические эксперименты в видеоарте". Открытие выставки британского видеоарта "Черный ящик / Black Box Recorder".
ПЕРФОРМАНС обязан своим происхождением нью-йоркским хеппинингам конца 50-х годов, когда художники, чтобы достигнуть непосредственного контакта с публикой, стали придумывать для своих произведений театральный контекст. Перформанс состоит в исполнении действий перед собравшейся публикой согласно заранее продуманным правилам игры - сценарию. Лишая зрителя дистанции по отношению к искусству, перформансы не просто интенсифицируют эстетическое переживание, но и ставят зрителя перед необходимостью заново определять систему взаимоотношений с искусством. Обязательный элемент перформанса - создание документов. Раньше перформативные действия всегда подразумевали наличие фотографических снимков, зачастую не считавшихся произведениями фотоискусства. Что такое видеоперформанс? Видеодокументация или самостоятельное видеопроизведение?
Видео и художественный АКЦИОНИЗМ в рамках просветительской программы "Полиэкран". Современное искусство сегодня разрабатывает поле субъективности, сферу человеческих отношений столь же тщательно, как реалистическая живопись XIX века - сферу объектов. Художник теперь предстает не как создатель подобий окружающей реальности, а как организатор коммуникаций, где важен позитивный жест, а затем и перформативное (заранее спланированное) действие в публичном пространстве. Радикальное искусство, рассчитанное на преодоление дистанции между зрителем и искусством, зачастую пользуется шокирующими действиями, выходящими за рамки дозволенного, принятого и политкорректного. Видео стало для художников, работающих в таких жанрах как перформансы и акции (все вместе - художественный акционизм) важным средством приближения к зрителю и расширения рамок и возможностей этих жанров.
Эстетические и технологические эксперименты в ВИДЕОАРТЕ. Еще сравнительно молодое искусство - видеоарт - до сих пор являет собой интересную художественную лабораторию. Поиск и рождение новых идей, форм, методов, собственно языка продолжается с неменьшей интенсивностью, чем 20 лет назад, в пору зарождения жанра. История эволюции эстетики видеоарта - в фокусе внимания данной программы. Первым инструментом видеохудожников был паяльник: видеоэксперименты базировались на примитивных способах искажения изображения на телеэкране - от мощных магнитов, отклоняющих электронные лучи, до искусственных эфирных помех. С изобретением портативных видеокамер (1965 г.) в видеоарт наряду со случайным изображением пришли фрагменты действительности. Тогда же возникло и первое деление видеоарта на три направления: документальное, визуальное и концептуальное. В основу документального направления кладется документальная видеосъемка неисценированного события, творчество художника заключено в способе его подачи и аудиовизуальной аранжировки. Визуальное направление имеет авангардно-живописную основу: объект творчества - искусственно синтезированное изображение и его динамика. Концептуальное - наиболее эклектичное направление, использующее всю широту средств телевизионной выразительности.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК / BLACK BOX RECORDER. История видеоарта насчитывает уже более тридцати лет. Как и в других видах творчества, основанных на медиатехнологиях, история начиналась с революционного энтузиазма и с формальных эстетических экспериментов, разрабатывавших язык нового искусства. "Черный ящик" рассказывает о состоянии британского видео-арта сегодня. В названии выставки, предложенном кураторами К.Левитом и С.Моррисси, производится сопоставление авиационного черного ящика с телевизором - "черным ящиком", стоящим в углах наших комнат. Требующий определенных условий для просмотра, видеоарт больше, чем какое-либо другое искусство допускает неточности и промахи (которые обычно вырезаются из эфира вещающих медиаслужб), чтобы сделать их тем самым материалом для показа v не в качестве скрытой преамбулы к сюжету, а в качестве самого сюжета. В работах художников мы встречаем оппозицию к принятым структурам кино и телевидения и формам образа, доминирующим в них. "Черный ящик" работает как авиационный черный ящик, но только взятый из кабины современной машины искусства, создающий среду, наполненную информацией. Что-то из "Черного ящика" напрямую относится к теле- и кино-канонам, что-то раскрывает тему повествования, модифицируя или даже подчас уничтожая ее, третье подводит к азам медитации или абстрагирования в пределах потока образов, - но все вместе оно представляет собой своего рода противодействие привычным телевизионным образам.