Центральный Дом художника приглашает на выставку "Благородная симфония ритма" (театральные работы В.М.Ходасевич). Открытие состоится 29 октября в 17.00 в помещении галереи, зал А 47 Б.
В октябре 2002 года галерея "Элизиум" отмечает пятилетие своей работы. Кроме коммерческой деятельности, лучше всего у нас получались выставки. Во всех случаях мы пытались внести в события элемент представления, игры. А что такое представление, если не театр?! И наоборот! Вот и сегодня галерея представляет очередную историю о замечательном театральном художнике В.М.Ходасевич. За свою творческую жизнь она создала более 150 спектаклей, на нашей выставке представлены более 30-ти (последняя выставка творчества В. Ходасевич прошла в 1979 году).
Подобно пифиям, художникам дано право предощущений. С их помощью мы вслушиваемся в ритмы судьбы. А творческая судьба В. Ходасевич - благородная симфония этих ритмов. Она как магнит притягивала к себе самых интересных и одаренных современников. Среди ее знакомых были А. Толстой и В. Маяковский, Н. Гончарова и М. Ларионов, В. Татлин и В. Бурлюк, С. Радлов и В. Мейерхольд. И, конечно, друг и почитатель ее таланта М. Горький.
Она много училась за границей, набираясь впечатлений в Германии, Италии, Франции. 1916 год стал переломным в творчестве Ходасевич. Все началось со знакомства с С.Маковским, который пригласил художницу на вечер в редакцию журнала "Аполлон". Он неожиданно предложил ей поработать в театре. В 1918 г. она принимает предложение стать художником спектакля по пьесе Н. Гумилева "Древо превращений". После премьеры публика аплодировала юной художнице. В 1919 г. театр Народной комедии (худ. рук. С. Радлов) стал ее вторым домом. За два неполных года было выпущено 14 постановок: "Султан и черт", "Приемыш", "Версальские благодетели", "Г-н де Пурсоньяк". Новаторский стиль театра давал огромное поле для экспериментов с костюмами, гримом, обустройством сцены. Несколько раз приходил на спектакли А.М. Горький. По просьбе С.Э. Радлова он написал скетч "Работяга Словотеков", который оформляла тоже В. Ходасевич.
В конце 1921 г. В. Ходасевич работает над эскизами к спектаклю "Архангел Михаил" в 1-й студии МХТ. Это ее первая постановка в Москве, первая и последняя с Е. Вахтанговым. В 1921 г. в Петрограде В.М. Козинцевым и Л.С. Траубергом было организовано общество "Фабрика эксцентризма", где она оформила "Обращение капитана Брасбауна" Б. Шоу. А на следующий год, у С. Радлова в "Музыкальной комедии", она делает эскизы костюмов к спектаклю "Девушка-сыщик", где знакомится с молодым Л.Утесовым. К концу 1924 г. она получает приглашение от римского театра Пиранделло на оформление трагедии "Лукреция" на стихи Кавиккиоли, вслед за этим - приглашение из Милана. Театр Татьяны Павловой ставит "Псишу" Ю. Беляева. Возвращение в 1927 г. в Россию приносит неожиданные творческие удачи: "Риголетто" Дж. Верди, "Отелло" в театре Драмы, "Холопка" Н. Стрельникова в театре "Музыкальная комедия".
После трагической гибели В. Маяковского, В. Ходасевич потребовалась обстановка полной занятости, чтобы заглушить боль утраты. С 1932 по 1936 г. она работает в ГАТОБе главным художником, где оформляет "Золотой век", балет на музыку Д. Шостаковича, 1934 г. - балет Б. Асафьева "Бахчисарайский фонтан". Закончив работу 22 июня в три часа утра, над макетом декорации "Евгений Онегин", она узнает о начале войны. В октябре 1941 г. Ходасевич получает вызов в Ташкент и приходит на службу в Русский оперный театр. После войны, в 1951 г. на сцене ГАТОБа поставили оперу Дж. Мейербера "Гугеноты" в оформлении В. Ходасевич, а в 1952 г. в Малом Академическом оперном театре балет "Сольвейг", в 1954 - во МХАТе пьесу В.С. Иванова "Ломоносов". Балет "Спартак" на музыку А. Хачатуряна в 1957 г. стал последней работой В. Ходасевич в театре. Она по праву называлась одним из лучших театральных художников Ленинграда.
С помощью значительных собраний ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и Санкт-Петербургского МТМИ, а также частных коллекций на выставке будут представлены 160 эскизов костюмов и декораций. К открытию будет выпущен полноценный научный каталог (Издательский Дом КомпьютерПресс).